24.06.2011 12:00
Рубрики
Общество
Теги
24.06.2011 12:00

В Сибирь пришел «Бастион»

Журналистов и сотрудников пресс-служб обучили правилам поведения в экстремальных ситуациях

В городе Юрга Кемеровской области на базе 74-й мотострелковой дивизии Центрального военного округа завершились учебно-практические межведомственные курсы «Бастион», проводимые Союзом журналистов Москвы, совместно с МЧС, МВД, ФСБ, МИД для журналистов и сотрудников пресс-служб ведомств Сибирского федерального округа. Главный специалист-эксперт отдела информации, пропаганды и связи с общественностью ГУ МЧС России по Иркутской области Любовь Габеева прошла обучение на этих курсах.

Письмо с приглашением принять участие в курсах пришло в отдел в конце мая. Поначалу мы без особого энтузиазма отнеслись к подобному предложению – все-таки антитеррористическая деятельность мало связана с работой МЧС. Однако организаторы объяснили, что тематика курсов значительно шире.

– Эти курсы, – говорит первый секретарь Союза журналистов Москвы Людмила Щербина, – помогают журналистам и сотрудникам пресс-служб силовых ведомств приобрести знания и навыки при информационном освещении контртеррористических операций, боевых действий, массовых беспорядков, ликвидации последствий стихийных бедствий, техногенных катастроф.

«Бастион» был организован Союзом журналистов Москвы и российскими силовыми ведомствами в рамках борьбы с терроризмом. Причиной этому послужило большое количество потерь среди представителей журналистского корпуса (только в Чечне погибло более 30 российских журналистов, 12 пропало без вести, несколько десятков получили ранения) и наличие обоюдных нареканий руководителей силовых ведомств и СМИ друг к другу при освещении событий. Была создана концепция межведомственной спецподготовки представителей информационных структур, работающих в экстремальных условиях. В ее разработке приняли участие профессионалы, имеющие многолетний практический опыт работы в экстремальных условиях в различных регионах мира.

– Подобные курсы есть и в других странах. Только пройти обучение на них достаточно затратно. Но ни одно СМИ Америки или Европы без сертификата не отправит своего журналиста в горячую точку. В России все иначе. Поэтому и было принято решение о проведении таких курсов, чтобы обезопасить и подготовить «пишущую братию» к самым неприятным поворотам событий. У нас курсы абсолютно бесплатные, – рассказывает координатор курсов «Бастион» Наум Аранович. – Основное отличие зарубежных курсов от «Бастиона» в том, что там не предупреждают о том, через какие препятствия придется пройти журналистам. У них нет возможности психологически подготовить людей к испытаниям.

Кстати, в России курсы проводятся уже восьмой раз. При финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям курсы прошли практическую апробацию в центре страны, на юге и на Урале. На курсы «Бастион – Сибирь» в этом году собралось около 70 слушателей – журналистов и представителей пресс-служб силовых ведомств Сибирского федерального округа.

Для них была разработана насыщенная программа: лекции, практические занятия, экскурсии, спортивно-массовые мероприятия.

«Ни видеть, ни слышать»

Теоретические занятия проводили специально приглашенные гости из различных ведомств и организаций: МЧС, МВД, МИД, ФСБ, Московского центра защиты от стресса, Международной академии ТВ. Многие из них уже не первый год выступают на курсах «Бастион».

В первый день с нами встретился сопредседатель Союза журналистов Москвы, писатель, секретарь правления Союза писателей России Николай Иванов. Он был главным редактором журнала «Советский воин», после ухода из него устроился на работу в налоговую полицию России, дослужился до звания полковника. Во время командировки в Чечню для подготовки материала под названием «Спецназ, который не вернется» в июне 1996 года был захвачен в плен боевиками. И едва навеки не остался там.

По словам Николая Иванова, заложников захватывали исключительно с целью получения выкупа. Вместе с Ивановым в плен к боевикам попали управляющий филиалом Мосстройбанка в Нальчике Борис Таукенов и водитель инкассаторской машины Махмуд Битуев:

– Когда Бориса Таукенова и Махмуда Битуева приехали вызволять старейшины и муллы из Нальчика, ответ боевиков звучал так: «Если за ними спустится сам Аллах, но спустится без денег, мы расстреляем и его». И приказали больше не появляться.

Николай Иванов рассказал, как с ними обращались боевики. Пленных они держали в глубоких ямах под землей. В одной из них, выложенной бетонными плитами, из-за недостатка воздуха заложники едва не погибли от удушья.

– Из-за бетона воздух вообще не проникал в помещение. А сверху вход плотно прикрыли, – вспоминал Николай Иванов. – К тому времени, когда наши «тюремщики» пришли, мы уже были в беспамятстве. В землянках было очень холодно. Спать приходилось практически на земле. Лежать на животе и на спине было нельзя: холодная земля «высасывает» тепло из тела. Я нашел такую позу, когда меньше всего соприкасаешься с землей. Кормили отвратительно. Чтобы подавить волю к сопротивлению, постоянно били. Пленного коммерсанта бандиты убили. Удар сапогом пришелся в висок. Чтобы выжить, пришлось собрать всю волю в кулак.

Федеральные силы провели удачную операцию по освобождению захваченных пленников. Через два месяца после освобождения в доме писателя раздался ночной звонок. Вот как Николай Иванов описывает его в своей книге «Вход в плен бесплатный, или Расстрелять в ноябре».

– Алло, это полковник Иванов?

– Да. С кем я разговариваю?

– Это из Грозного. Вы меня не узнаете?

– Нет.

Долгая пауза – решали, называть ли имя. Неужели Старший?

– Вы меня в плену звали Боксером.

Боксер?

– Я слушаю.

Я мог только слушать, потому что не ведал, с какой целью бывший тюремщик набрал номер моего телефона. Настороженность и интерес – вот два чувства, которые, перебив сон, боролись теперь во мне.

– Я чего вам позвонил, – упорно продолжает называть меня на «вы». – Я слышал, что вы говорили по телевизору, читал ваши заметки. На днях внимательно пересмотрел записи, которые отобрали у вас. И понял: вы ничего плохого Чечне не сделали. А вот мы, чеченцы, сделали вам и вашей семье очень больно. Я хочу извиниться.

Я встал. Сел. Включил свет. Прошедшее кольнуло столь больно, что почувствовал слезы. Но это была та боль, после которой наступает облегчение. Ведь Боксер мог и не звонить…

– Спасибо. Спасибо тебе за звонок.

В конце встречи от Николая Иванова мы услышали рекомендации, как правильно себя вести, если вас захватили в заложники.

– Находясь в плену, мы ничего не должны ни видеть, ни слышать, – рассказывал Николай Иванов.– Человека подчас убирают только за то, что он оказывается невольным свидетелем. Никогда не нужно смотреть на своих тюремщиков. Не нужно никогда паниковать и раздражать охрану. Нужно беречь себя.

Мастер-классы вели военные репортеры: автор и ведущий «Военной программы» Александр Сладков и главный редактор ТРК Союзного государства и телеканала «ТРО» Александр Минаков. Опытные журналисты охотно отвечали на многочисленные вопросы слушателей.

Александр Сладков в качестве военкора работал в большинстве горячих точек на постсоветском пространстве. В августе 2008 года в Южной Осетии автомобильная колонна, в которой находилась съемочная группа телеканала «Вести», попала под обстрел. Александр Сладков был ранен в ногу. Оператор Леонид Лосев получил две пули в руку. Видеоинженер Игорь Уклеин контужен. Они были доставлены в военный госпиталь Владикавказа и прооперированы. Во время этого обстрела был также ранен командующий 58-й армией генерал-лейтенант Хрулев. Жизнь журналистам спас майор Денис Ветчинов, погибший в этом бою.

Александр Минаков, кроме Чечни и Нагорного Карабаха, делал репортажи из двух городов, подвергшихся бомбежкам американской авиации – Багдада и Белграда. Кстати, Александр, работавший корреспондентом ВГТРК, первым оповестил мир о том, что Багдаду грозит бомбардировка.

Минаков дал слушателям советы, как нужно работать в горячих точках:

– Не надо сверкать на участке, где работают снайперы, оптикой фотоаппарата или красной лампочкой включенной телекамеры. Держитесь подальше от окон домов в горячих районах, не мешайте солдату, который всеми мыслями в бою и не стойте на пути бронетехники.

Представитель Национального антитеррористического комитета (НАК) Николай Синцов рассказал, как нужно себя вести при освещении спецопераций. Действиям журналистов во время массовых беспорядков было посвящено выступление руководителя пресс-бюро внутренних войск МВД РФ Василия Панченкова. Его рекомендации были подкреплены фильмом о взаимодействии правоохранительных органов с представителями СМИ.

Вечером операторы, корреспонденты, фотографы и другие представители журналистского сообщества посмотрели учебный фильм «Особенности работы журналистов в экстремальных условиях».

Условия, близкие к боевым

На следующий день главный специалист Центра экстренной психологической помощи МЧС России Наталья Лукаш провела деловую игру для журналистов на тему «Освещение лесных пожаров».

Опасности могут подстерегать журналистов не только в горячих точках. В связи с участившимися случаями нападения на журналистов, занимающихся расследованиями, слушателям впервые рассказали, как обороняться от преследователей и сохранить свою жизнь – это сделал руководитель Общероссийского профсоюза негосударственной сферы безопасности Дмитрий Галочкин. Завершило теоретическую часть занятий выступление вице-президента Международной евразийской академии телевидения и радиовещания Кипраса Мажейки.

После курса теоретических занятий были проведены практические занятия на полигоне. Всем участникам выдали тяжелые бронежилеты и каски, чтобы усилить эффект реальности всего происходящего. Военные познакомили журналистов и сотрудников пресс-служб с тактико-техническими характеристиками автоматов, пулеметов и пистолетов разных стран, с изготовленными террористами минами-ловушками, боевыми инженерно-саперными заграждениями, системами связи; тактикой проведения поисково-спасательной операции и ликвидации последствий стихийных бедствий, с действиями правоохранительных органов во время массовых беспорядков, с правилами оказания первой медицинской помощи.

Условия организаторы постарались максимально приблизить к боевым. Специалисты инженерно-саперного батальона объясняли, как нужно вести себя при попадании в район минной опасности, продемонстрировали всевозможные мины, которые закладывают боевики. Слушателям показали способы разминирования местности, определения наличия и типа мины, а также алгоритм поведения на заминированной территории. Как только кто-то из группы журналистов делал неосторожное движение или сбивался с маршрута, тут же раздавался оглушительный «взрыв». Представители СМИ узнали, что мины и гранаты могут быть замаскированы под детские игрушки, книги, пачки сигарет, портфели, бутылки с водой и другие предметы.

– Ни в коем случае нельзя поднимать нечто, не вписывающееся в общую картину. Нужно бороться с одним из ведущих инстинктов любого человека, а уж тем более журналиста – любопытством. Надо всегда помнить, что враг не дремлет и сыграет на ваших слабостях, – объясняли организаторы.

Когда колонна «пазиков» с журналистами двигалась к следующей точке на полигоне, произошло самое интересное. Мы заметили в кустах вооруженных людей с собаками. Резкий взрыв, вспышка, едкий запах дымовой шашки, громкие выстрелы – и вот уже группа журналистов лежит лицом в землю и с руками за спиной. Так проходило практическое занятие «Взятие заложников». Боевики, ими были переодетые солдаты, больше часа вели нас по полю с мешками на головах, постоянно стреляли из автоматов, заставляли передвигаться ползком. В конце всех посадили в яму. Острых ощущений была масса. С прекрасной половиной человечества террористы обращались не так жестко, как с мужчинами, которым досталось, как говорится, по первое число. После того, как занятие было завершено, девушки долго веселились, глядя на измученных, измазанных в грязи коллег – мужчин.

Инструкторско-практическое занятие проводилось в Новосибирске. Нам продемонстрировали действия спецподразделений ВВ МВД при освобождении заложников, находящихся в здании или транспортном средстве, а также действия при нейтрализации бандформирований.

Все полученные знания слушатели должны были продемонстрировать в последний зачетный день. Экзамен включал в себя три составляющие: оказание первой медицинской помощи, прохождение минного поля и участие в операции по освобождению заложников. Со всеми заданиями мы успешно справились. Ошибок было много, но ведь именно на них и учатся.

После всех приключений и испытаний состоялось вручение сертификатов и памятных подарков от Союза журналистов Москвы. Все участники «Бастиона» получили учебные пособия и фильмы и футболки с надписью: «Я журналист! Не стреляйте!»