29.06.2011 12:00
Теги
29.06.2011 12:00

Дорожная стратегия от Сергея Тена

29 июня на очередной сессии Законодательного Собрания Иркутской области в первом чтении будет рассмотрен проект регионального закона «О дорожном фонде». В создании этого документа приняла непосредственное участие рабочая группа, утвержденная губернатором Иркутской области Дмитрием Мезенцевым. В ее состав от регионального парламента вошел Сергей Тен. Корреспондент газеты «Областная» встретился с депутатом и узнал о подробностях законопроекта.

– Сергей Юрьевич, кто кроме вас вошел в рабочую группу, занимавшуюся подготовкой регионального законопроекта «О дорожном фонде»?

– Руководителем рабочей группы был утвержден первый заместитель председателя правительства Иркутской области Владимир Пашков. В нее также вошли зампредседателя правительства Николай Хиценко, министр строительства и дорожного хозяйства Александр Орешков, председатель Ассоциации муниципальных образований региона, мэр Черемхово Вадим Семенов, а также ряд заместителей министров регионального правительства, специалисты областных дорожных служб, юристы, представители науки, проектных организаций.

– Федеральный и региональный дорожные фонды должны начать действовать с 1 января 2012 года. За счет каких источников они будут пополняться?

– Федеральный дорожный фонд будет формироваться в составе бюджета РФ за счет базового объема бюджетных ассигнований и части доходов от акцизов на нефтепродукты. Источниками пополнения регионального дорожного фонда станут транспортный налог, акцизы на бензин, дизельное топливо, моторные масла двигателей. Кроме того, в фонды будут направлять средства, полученные от использования имущества, входящего в состав автомобильных дорог общего пользования федерального значения, от аренды земельных участков, расположенных в полосе отвода автодорог. Важно, чтобы региональным законом было предусмотрено выделение из областного дорожного фонда средств муниципальным образованиям. Муниципалитетам было бы целесообразно создать собственные дорожные фонды, где на условиях софинансирования муниципальных и областных бюджетов будут сформированы целевые финансовые средства на дорожную деятельность. Создание муниципальных дорожных фондов придаст стимул МО для полного сбора транспортного налога предприятий на их территории, появится финансовая возможность оказания коммерческих услуг: плата за присоединение дорожного сервиса, аренда земель в полосе отвода автодорог и другие. И это будут целевые средства, закрепленные в местном бюджете и используемые только на дороги.

– Вам, как дорожнику, должно быть хорошо известно, сколько средств у нас выделяется на содержание автомобильных дорог. И как изменится ситуация с началом работы регионального дорожного фонда?

– На сегодняшний день обслуживание одного километра областной дороги обходится в 50 тыс. рублей в год. А в Республике Бурятия, например, размер этой суммы составляет 110 тыс. рублей. И это притом, что бюджетная обеспеченность у наших соседей гораздо ниже. Если мы действительно хотим ездить по хорошим дорогам, то должны пересмотреть существующие нормативы на их содержание и эксплуатацию.

Сумма поступлений в региональный дорожный фонд в 2012 году прогнозируется внушительная – 4,5 млрд рублей. Сегодня из областного бюджета на дороги выделяется чуть более 2 млрд рублей. Кроме того, нам нужно создать качественную нормативную базу для того, чтобы эти деньги эффективно осваивались. То есть, помимо принятия закона «О дорожном фонде Иркутской области» необходимо постановление правительства Приангарья о порядке использования денежных средств из регионального дорожного фонда и еще ряд документов, регламентирующих этот вопрос.

Кроме этого нам нужна стратегия развития дорожной отрасли области. Сейчас у нас есть соответствующая программа на 2011–2015 годы. Однако ее необходимо корректировать под те финансовые возможности, которые даст региональный дорожный фонд. С другой стороны – необходимо готовится к приходу больших денег, укреплять дорожные эксплуатационные службы, формировать идеологию строительства дорог. Нашим дорожным службам и строительным компаниям следует ориентироваться на использование местных ресурсов. Например, средний автомобильный разборный мост через реку Оку в Зиминском районе был приобретен не на территории нашей области. Хотя подобные мосты делает предприятие в Свирске, где трудятся порядка 300 человек. Нам нужно, чтобы не только налоги оставались на территории, но и мы воспитывали собственные кадры и пользовались плодами их труда. У нас не хватает собственных экскаваторщиков, бульдозеристов, за рычагами управления асфальтоукладчиков все чаще сидят таджики, узбеки, китайцы. Необходимо пересмотреть кадровую политику.

– С какими проблемами вам пришлось столкнуться при работе над законопроектом?

– По опыту работы в дорожной сфере я знаю, что у нас много дорог, которые официально нигде не числятся. Это дороги, находящиеся в стадии незавершенного строительства, а чаще – бывшая собственность ликвидированных предприятий, в районах, как правило, лесоперерабатывающих. Но по ним ездят автомобили, они ведут к населенным пунктам, администрации муниципалитетов вынуждены под угрозой обвинения в нецелевом использовании бюджетных средств расчищать их зимой от снега. Если не пройдет грейдер и не уберет сугробы, то поселки будут оторваны от большой земли. Предстоит произвести инвентаризацию всех дорог, которые находятся в области, чтобы понять, сколько на самом деле их у нас и сколько средств требуется для постановки объектов на баланс и обслуживание.

– При написании законопроекта, учитывалось ли мнение муниципальных органов власти? Что они хотели бы отразить в этом документе, чтобы он действительно был эффективным?

– Я лично провел не одну встречу с главами различных муниципальных образований. В мой адрес, как депутата ЗС, написано не одно обращение по данному поводу. Есть опасения, что деньги будут поступать в общий котел и ряду отдаленных территорий достанутся мизерные средства. Другие обеспокоены тем, что большинство муниципальных дорог не оформлено в собственность, а процедура оформления, как известно, дорогостоящая. Третьих интересует принцип распределения средств в зависимости от протяженности дорог, объема сбора транспортного налога, количества населения и автотранспорта. Все пожелания в ходе встреч я услышал и постарался донести их до моих коллег.

– По вашей инициативе создан сайт www.irkdor.ru. Для чего он предназначен? Чем интересен жителям области?

– Преимущество данного сайта в том, что с помощью спутниковой системы на экран компьютера проецируется карта дорог Приангарья. Используя данный ресурс, любой посетитель сможет отмечать наиболее проблемные места. Полученная в результате база данных будет использоваться для формирования списка заявок на ремонт областных дорог. Кроме того, на сайте можно написать претензии к подрядчикам. Вообще, этот электронный ресурс действует в рамках «Общероссийского народного фронта». Как известно, достучаться до власти бывает очень сложно. А с помощью этого сайта можно донести свою точку зрения до первых лиц области, добиться изменения законодательства, внести свои предложение в бюджетный процесс.

– Сейчас активно ведутся разговоры о строительстве объездных дорог в обход городов. Об этом, в частности, шла речь и на совещании в Твери, которое проводил председатель Правительства РФ Владимир Путин. Был ли достигнут консенсус по данному вопросу?

– Я принимал участие в этом совещании посредством видеоконференцсвязи. Контакт был установлен с тремя регионами: Читой, Новосибирском и Калининградом. В своем выступлении глава Росавтодора Анатолий Чебунин приводил в пример Иркутскую область. В частности, он говорил про транзитные проезды через города, приводил в пример неординарную ситуацию в Усолье-Сибирском, когда с помощью суда удалось заставить Росавтодор выделить денежные средства на ремонт федеральной трассы М-53, проходящей по городу. И таких населенных пунктов в области, как и в России, много. На мой взгляд, финансовые потоки на строительство объездных дорог и участков трасс, которые сегодня де-факто являются транзитными федеральными дорогами (к примеру Тулун), а де-юре – они муниципальные, должны идти из федерального бюджета.

– Говоря о качестве российских дорог, премьер-министр там же, на совещании в Твери, заявил, что необходимо менять психологию временщиков у дорожников. Что это значит?

– Дорожники, действительно, сегодня в большинстве случаев живут одним строительным сезоном. У нас нет среднесрочной перспективы по строительству и ремонту дорог. Поэтому поставщики, дорожники, заказчики не видят, что будет завтра. С ними солидарны и нефтяники. Битум, наиважнейший компонент для асфальта, сегодня фактически является отходом нефтеперерабатывающего производства. И нефтяники, не видя перспективы, просто-напросто не вкладывают средства в модернизацию своего производства. Чтобы производить битум, соответствующий современным техническим условиям, производители должны иметь полное представление о рынке сбыта. Им нужно понимать, где и какие дороги будут строиться через 10 или 20 лет.

– Наравне с работой дорожных фондов высказывается идея о заключении так называемых контрактов жизненного цикла. О чем идет речь?

Для тех, кто строит, будет стимулом делать это качественно, если он в перспективе сможет отвечать и за содержание дороги. За 15 лет работы на федеральной трассе Чита – Хабаровск возглавляемое мною предприятие построило около 400 км дорог третьей технической категории. Из них более 300 мы сами содержим. У нас существуют гарантийные обязательства по данному дорожному покрытию. Если обнаруживаются дефекты, то мы их устраняем за свой счет. Распространение данного опыта положительно скажется на развитии дорожной сети в России.

СПРАВКА:


Государственная дорожная сеть Иркутской области сегодня – это 29 тыс. км. В том числе: федеральные автодороги – 1 тыс. 673,8 км; региональные и муниципальные автомобильные дороги общего пользования, находящиеся в областной собственности, – 12 тыс. 655 км; муниципальные автодороги – 14,7 тыс. км.