01.07.2011 12:00
Рубрики
Экономика
Теги
01.07.2011 12:00

Масштабный ремонт главной магистрали

Как идет обновление трассы М-53

Федеральная автомобильная дорога М-53 – транспортная артерия страны, имеющая стратегическое значение. Ежедневно по ней идет основной грузопоток из Европы в Азию и обратно. Понимая, насколько огромен экономический эффект автомагистрали, Росавтодор направляет на ее строительство и ремонт все больше средств. В этом году на эти цели выделено 3 млрд рублей, что в два раза превышает показатели 2010 года.

С рабочей поездкой по основным объектам на М-53, на которых в настоящее время ведется реконструкция, отправились начальник управления автомобильной магистрали Иркутск – Красноярск Олег Шандрук и депутат Законодательного Собрания Иркутской области Сергей Тен. Их маршрут пролегал от Иркутска до Тайшета. Казалось бы, федеральная трасса не входит в компетенцию областных властей, однако в ходе посещения депутатом Сергеем Теном муниципальных образований Иркутской области на встрече с жителями обозначилось множество проблем с эксплуатацией участков федеральной автодороги, проходящей через территории городских округов и поселений. Тысячи автомашин ежедневно транзитом проходят через них, разбивая дороги и создавая тяжелые, в том числе экологические условия. Находясь в муниципальной собственности, эти участки требуют, по нормативам, значительно больше средств, чем могут выделить из своих бюджетов муниципалитеты на обслуживание городской улично-дорожной сети. Эти проблемы не решаются уже более десяти лет, и поэтому мосты и дороги в таких городах, как Тулун, Нижнеудинск, находятся в аварийном состоянии. Интересы муниципальных образований в ходе рабочей поездки представлял депутат ЗС.

Дорожная интерактивная система

Ремонтные работы на обходе Ново-Ленино (речь идет об участке размером 5250 м) ведутся без остановки движения. Этот участок трассы не ремонтировался со времен своей постройки, а нагрузка на него довольно большая. Здесь идет полная замена асфальтобетона, осуществляется отсыпка земляного полотна, устанавливается новое барьерное ограждение.

Впервые в Приангарье на участке в обход Иркутска в районе реки Вересовки смонтировано электронное информационное табло. Иркутск стал первым городом в Сибирском федеральном округе, где оно заработало. На табло будет высвечиваться информация о погоде, заторах и ДТП, данные о дорожных работах, рекомендуемой скорости. Планируется смонтировать светофоры и очертить дорожные знаки флуоресцентной пленкой. Кроме того, на переходах будут установлены дорожные маркеры, работающие на солнечных батареях. На протяжении всего дня они мигают, привлекая внимание водителей.

Мост через Картагон

Это одна из последних переправ, где более 30 лет не проводилась реконструкция. Дорожникам предстоит разобрать 64-метровые пролеты старого моста, усилить несущие балки и конструкции в основании моста и русле реки Картагон. В плане стоит расширение проезжей части переправы до 8 м, устройство тротуаров для пешеходов, замена ограждений на более легкие композитные материалы. Планируется, что в темное время суток на мосту будет работать искусственное освещение, а габаритные места переправы обозначат световозвращающими катафотами и горизонтальной разметкой, выполненной по новой технологии.

– Этот объект оставил у меня приятные впечатления, – признался Сергей Тен. – Железобетон поставляется сюда с мегетского завода. Часто мостовые конструкции покупают в других регионах, например в Улан-Удэ. Я сторонник того, чтобы строительные материалы закупались на предприятиях Иркутской области, тогда и налоги будут оставаться на территории.

В стадии «незавершенки»

Следующий пункт пребывания – поселок Владимир Заларинского района. После ввода в эксплуатацию нового участка автодороги М-53 в обход горы Удинки, остался брошенным и никому не переданным федеральный участок автодороги, единственный подъезд к железнодорожной станции Харик. В настоящее время дорога никем не обслуживается и соответственно разрушается, поясняет мэр района Владимир Самойлович.

В стадии «незавершенки» пребывает и развязка федеральной трассы М-53 в районе поселка Залари, которая обеспечивает выезд с трассы в Залари, Новонукутск, Балаганск. При отсутствии дорожных знаков автомобилисты вынуждены часами колесить по дорогам, чтобы найти проезд к этим населенным пунктам. Олег Шандрук пообещал, что в 2012 году управление дороги «Прибайкалье» постарается заказать проект на завершение работ на развязке. По его словам, объект необходимо переделать под новые СНиПы и ГОСТы. А знаки будут установлены в ближайшее время.

Зато полным ходом кипит работа на реконструкции автодороги поселка Тыреть. Здесь ранее был аварийный участок. Дорога под большим уклоном, аварийно-опасная да еще, как говорится, была похожа на стиральную доску. Капитальный ремонт на участке от 1663-го до 1666-го км федеральной трассы М-53 здесь начали в первых числах мая, а к октябрю объект должен быть сдан. Но строителей сроки не пугают. По их словам, они идут с опережением графика: работы выполнены почти на 40%. Контроль за качеством и соблюдением всех технических условий осуществляет представитель Ростехнадзора, уточняет главный инженер участка Андрей Стастной.

Берега соединит САРМ

В Зиминском районе делегации из Иркутска предложили пройтись по временному сборному мосту через реку Оку на 1626-м километре трассы М-53. Это сооружение будет служить до тех пор, пока не отремонтируют старый мост, построенный еще в 1979 году.

Осенью прошлого года мостостроители приступили к работам по строительству среднего автодорожного разборного моста, который на практике в большинстве случаев используется для переброски военной техники через реки. Необходимость его возведения очевидна. Старый мост за 30 лет эксплуатации стал постепенно расходиться и, возможно, в скором времени станет небезопасным для движения. До 2014 года, по плану строителей, мост не только восстановят и отремонтируют, но и расширят. После сдачи в эксплуатацию основного моста так называемый временный будет демонтирован и рекультивирован.

Новый импульс к развитию

Большие надежды на ремонт трассы М-53, пролегающей через поселок Куйтун, возлагает мэр Куйтунского района Андрей Полонин. Речь идет об участке 3,2 км. Здесь планируется полностью заменить дорожное полотно с водоотводами, установить вдоль дороги ограждения, дорожные знаки и фонари.

По трассе, которая проходит через Куйтун, в день проезжает около 2 тыс. легковых и грузовых автомобилей, а также проходят маршруты большинства междугородних пассажирских автобусов. По этой трассе едут в Иркутск из Усть-Илимска, Тулуна и Братска. В настоящее время дорога находится в плачевном состоянии. Нагрузка на нее большая, но уже несколько лет никакого ремонта не проводилось.

– Дорога даст новый импульс развитию Куйтуна, – убежден Андрей Полонин. – Например, у нас останавливаются туристы, которые едут на Байкал. Мы сегодня рассматриваем возможность строительства кемпинга, прилегающего к трассе М-53. Конечно, поток туристов будет зависеть от благоустройства магистрали.

Пока гром не грянул

Существенным недостатком сети федеральных автомобильных дорог является наличие разрывов в крупных городах и населенных пунктах, где транспортные связи и пропуск транзитного транспорта осуществляются по улично-дорожной сети, которая по своим техническим параметрам и обустройству зачастую не приспособлена для такого движения. Основные проблемы с пропуском транзитного движения по улично-дорожной сети возникают в городах и населенных пунктах, имеющих мостовые переходы через реки. Яркий пример тому Тулун, через который проходит 13 км федеральной трассы М-53.

Дорога разбита. Мосты через реки Ия и Азейка находятся в аварийном состоянии. У муниципалитета в бюджете нет средств на их ремонт.

– В этом году у нас заложено 5 млн рублей на капитальный ремонт дорог, на ямочный предусмотрен 1 млн рублей, – говорит мэр Тулуна Юрий Карих. – Понятно, что при наличии таких средств мы не в силах поддерживать в должном состоянии эти объекты, и уже тем более капитально ремонтировать. Между тем, в любой момент на мостах может случиться все что угодно – и движение на федеральной трассе будет парализовано. Альтернативы этому пути нет.

Еще в прошлом году летом мост через Азейку провалился. ЧП произошло глубокой ночью. К счастью, никто не пострадал. Очевидцы рассказывали, что в асфальте образовались большие дыры. Из-за провала трассу пришлось перекрыть на несколько часов.

– 13 км трассы М-53, проходящей через Тулун, необходимо как можно скорее передать в федеральную собственность, – считает Юрий Карих. – Нами подготовлена вся проектно-сметная документация, материалы инвентаризации, межевания. Весь пакет документов давно находится в Москве. Но ответа никакого нет.

– В данной ситуации я вижу два пути решения, – комментирует Олег Шандрук. – Первый связан с передачей участка в федеральную собственность. Но это не лучший выход. Поток транзита из года в год будет только увеличиваться, что не лучшим образом скажется на экологии города. Второй путь – строительство обхода. Но на эти цели нужны огромные средства. Пока я не готов сказать, какое именно решение будет принято.

Способствовать решению дорожных проблем, как считает Сергей Тен, должно создание в области муниципальных дорожных фондов:

– В апреле этого года президент Дмитрий Медведев подписал ряд изменений в действующее федеральное законодательство и Бюджетный кодекс России. Изменения связаны с тем, что в стране создаются целевые дорожные федеральные и региональные фонды. Что касается данной проблемы, то на совещании с премьер-министром Владимиром Путиным в Твери по развитию дорожной отрасли, руководитель Росавтодора Анатолий Чабунин предложил данные участки субсидировать из Федерального дорожного фонда. С другой стороны, Министерство транспорта не отказывается от программы строительства обходов городов, но это перспектива ближайшего будущего. Конкретно по этому вопросу, совместно с Законодательным Собранием и правительством Иркутской области, мы выйдем на Федеральную дорожную службу – с просьбой включить ремонт автодороги через Тулун в федеральную программу.

На балансе у Федерации

Не лучшим образом обстоят дела с дорогами и в Нижнеудинске. По словам водителей, здесь участок М-53 похож на фронтовую дорогу. Глава Нижнеудинска Александр Архангельский говорит, что сделать ничего не может. В прошлом году хоть отсыпали дорогу, в этом – суд запретил.

– Суд признал, дорога муниципалитету не принадлежит. То есть сегодня из городского бюджета нельзя даже копейку потратить. Это будет нецелевое использование денежных средств бюджета. И ситуация усугубляется тем, что поток машин возрастает. Уже более 11 тыс. автомобилей в сутки проходит по этой дороге, – сообщает Александр Архангельский.

На встрече с мэром города Олег Шандрук сообщил, что управление дороги «Прибайкалье» приняло нижнеудинский участок на свой баланс. По его словам, Росавтодор выдел на капитальный ремонт участка 47 млн рублей. В ближайшее время будут проведены торги, определен подрядчик. До конца лета, как пообещал Олег Шандрук, дорогу приведут в надлежащий вид.

От гравийных разрывов не оставить ни следа!

Рабочая поездка показала, что ремонтные работы на трассе М-53 идут полным ходом. Задача номер один, которая стоит перед управлением дороги «Прибайкалье», – устранить гравийные разрывы к концу 2012 года.

– Мы требуем от дорожников высокого качества исполнения работ. И видим насколько серьезно они подходят к выполнению своих обязательств, – продолжает Олег Шандрук. – Они строят базы с мобильными асфальтобетонными заводами и щебневыми дробилками, используют новейшую технику, применяют современные технологии дорожного строительства, в частности с георешетками.

В этом году будет продолжено строительство участка трассы М-53 на участке от 1296-го до 1328-го км, расположенного в Нижнеудинском районе. К концу лета дорожники планируют подготовить 8 км пути. В настоящее время готовится проектно-сметная документация по устранению почти 50 км гравийных разрывов на участке трассы Нижнеудинск – Тулун. Планируется, что их реконструкция пройдет в 2012 году. Кроме того, начнется строительство второго путепровода в Тулунском районе. Дорога теперь будет разведена с железнодорожным переездом, что позволит обеспечить безопасность движения и уйти от простоев транспорта.

Встречи с главами муниципальных образований не в кабинетах, а на дорогах, общение со строителями, специалистами дорожной отрасли, увиденное своими глазами дало более полное представление о проблемах и путях их решения. Олег Шандрук по всем поднятым проблемам принял или оперативные, или перспективные решения. А Сергей Тен вопросы, которые входят в компетенцию областных властей, вынесет на заседание рабочей группы по дорожному фонду для включения в программу финансирования и ремонта дорог на 2011–2015 годы.