Вадим Мельников: Живой Журнал – вместо телевизора, газет и лавочки во дворе
В последнее время тема онлайн-дневников или блогов стала популярной в иркутских СМИ. Причиной тому – пользователь ресурса «Живой Журнал» (ЖЖ, livejournal.com) Dadson. В прошлом месяце его виртуальный дневник «Теория практического пустословия» занял первое место в сибирском конкурсе «Блогбест» в номинации «Лучший текстовый блог». Корреспонденту «Областной» Вадим Мельников, он же Dadson, рассказал о том, как попал на конкурс, и зачем ЖЖ вообще нужен пишущему и мыслящему человеку.
Блогу Вадима уже восемь лет. Он завел ЖЖ в 23 года, но писать в него начал не сразу, а как ступеньку в потенциальной карьере писателя начал рассматривать тем более позже.
– Изначально в нем было две или три тестовые записи. Честно говоря, я просто не знал, что с ним делать. ЖЖ мне был нужен в первую очередь для того, чтобы иметь доступ к любимым тогда писателям. А потом мои комментарии стали настолько развернутыми, что я пожадничал публиковать их в чужих дневниках и стал создавать контент себе. Сейчас вспоминаю себя в то время, тех писателей, с которыми хотелось виртуально общаться, и думаю: восемь лет вроде большой срок, но пролетел незаметно, и как мощно успело измениться мировосприятие.
– Основная составляющая дневника Dadson’a – рассказы и зарисовки из обычной жизни. Все ли это происходит на самом деле?
– Все, что есть в моем ЖЖ, кроме особых случаев, которые я выделяю тэгом «креатив», написано на основе реальных событий. Впрочем, я могу немного исказить событие, аллегорически подать его, но обычно я пишу ровно так, как оно было.
– Считается, что со временем у блогера появляется свой лирический герой, который не обязательно близок к оригиналу. Насколько Dadson похож на Вадима Мельникова?
– Мы разные люди, однозначно. ЖЖ-персонаж – это отчасти новая роль. Вот когда наденешь новые брюки, тебе кажется, что ты уже другой человек. А лирический герой – целостная личность, он не меняет одежду, он устоявшийся образ, рожденный воображением, у него есть определенная линия поведения, он не зависит от сиюминутных наваждений, он виртуален и потому стерилен.
– Сейчас у Dadson’а почти тысяча виртуальных читателей, что, по меркам ЖЖ, очень хорошо. Интересно, не ведет ли это к звездной болезни?
– Наоборот, когда мой блог перешел рубеж в 400 читателей, у меня развился страх трибуны. Когда-то я занимался в театральном училище, много общался, потом от этого ушел и превратился в абсолютного интроверта. А тут я смотрю, меня читают 400 человек – это же масса народу! Причем в большинстве своем это умные люди, которые вдумчиво читают и всякое небрежно брошенное слово могут как-то истолковать. И пришлось учиться фильтровать речь, контролировать себя.
– То есть имеет место самоцензура. Но ведь ЖЖ считается в нашей стране последним медиа, свободным от цензуры…
– Цензура бывает разная. Можно матом ругаться, и никто не осудит, а может получиться, как с писателем Евгением Гришковцом, который недавно со скандалом покинул Живой Журнал. А ведь он всего лишь повел себя естественно: не стал просчитывать, как общественность отреагирует на то, что он объявит себя гением. У нас же тысячи людей в интернете ежедневно объявляют себя гениями. А его затравили за то, что он, может быть, ошибся. А Гришковец обиделся и ушел. Я, например, в сети четко просчитываю свои поступки, потому что там я стерилен и лишен эмоций. Могу отойти от компьютера, перекурить и что-то нейтральное написать, а в жизни вот так не получится.
– Каково же послевкусие от «Блогбеста»?
– Любой человек, который настырно уделяет время тому, чтобы его заметили, будет в конечном итоге замечен. С «Блогбестом» все как-то получилось само собой.
Меня больше всего удивило, что я впервые попал в тренд. Никогда не старался гнаться за модой, и вот на момент проведения этого конкурса я понравился жюри. А ведь это могли бы быть другие люди, которым я мог бы не понравиться. Потом у меня набралось какое-то количество хороших друзей, которые за меня проголосовали, так что моей заслуги в получении премии вообще нет. Но все это очень приятно.
– Есть мнение, что Иркутск – столица качественных текстовых блогов…
– У нас много замечательных людей, которые умеют хорошо писать. Мне очень нравятся искренние блоги, когда люди интересно пишут о том, что думают. Не так, как тот известный персонаж анекдота, побывавший на Эйфелевой башне: «гляжу направо: елы-палы! Гляжу налево: твою ж мать!» А его жена рыдает от восторга «Красота-то какая, Толь!» Или другие журналы, которые читаешь, как сухую милицейскую сводку. Отрадно, что в Иркутске сложилась традиция литературной обработки своих впечатлений. Наши действительно пишут позабористей многих. Трудно сказать, с чем это связано. Может, иррациональная особенность, как необъяснимая тяга к культуре в Питере. А может, просто людей хороших много.
– Говорят, что ЖЖ как блоговый ресурс должен скоро умереть, и тексты величиной в 140 символов на ресурсе Twitter – куда более удобный способ выражения мыслей.
– Тенденция, может, и есть: те, кто младше 21 года, сейчас, как правило, не заводят ЖЖ. Но очень любят Twitter. Но лет пять ЖЖ точно продержится: у нас еще много людей, которым есть что сказать, и 140 символов их очень сильно ограничивают. К примеру, в сети есть множество не очень интересных графоманских сообществ, в которых люди пишут рассказы на заданные темы довольно топорно и наивно, но все друг другом восхищаются. И это к лучшему. Потому что если человек не поленился и прокомментировал, то значит, текст точно прочитали и он чем-то тронул или задел. Есть много людей, которые пишут в ЖЖ просто так, им не важны даже комментарии и чужие симпатии, они творят для вечности.
– Нужен ли нам вообще ЖЖ?
– Чем больше существует интересных альтернатив времяпрепровождения, тем лучше. Если бабушка после просмотра новостей идет во двор на лавочку и обсуждает злободневные темы с другими бабушками, то молодой человек может легко найти единомышленников в ЖЖ.
– Люди заводят блоги от одиночества и дефицита общения?
– Скорее, от одной из сторон одиночества. Нельзя сказать про человека, что он одинок, если у него есть 200 друзей, а ему все равно не с кем поговорить. Общение-то у него есть, а вот те, кто может понять какие-то возвышенные или попросту необычные его идеи, – не всегда. Кроме того, хочется обогащаться за счет чужих мнений. В споре иногда рождается истина.
– Многие рассматривают сегодня блоги как новый вид медиа. Но имеют ли они на самом деле такое значение в жизни вне интернета?
– Говорят, что блоги – тепличное явление. Но если бы они не имели влияние на СМИ, на них бы никто и не обращал внимания. В последнее время о многих значимых политических событиях мы узнали только благодаря ЖЖ: есть целая наука, как поднимать темы в блогах. Во-вторых, многие известные люди ведут блоги, в которых нередко выкладывают эксклюзивную информацию. Признаться, я не смотрю телевизор и не слежу за новостями. Знаю только о тех, которые проскальзывают в ЖЖ-лентах моих друзей. Вот, кстати, еще одно преимущество блогов – если что-то важное происходит, то в блогах обязательно кто-то об этом напишет, а если нет – то нечего и суетиться.