Ирина Морохоева: Мамско-Чуйский район надеется на народный бюджет
Мамско-Чуйский район по праву называется северным краем Иркутской области. Когда-то процветающая территория, славившаяся добычей слюды, сейчас прочно укрепилась на позиции высокодотационной территории. С распадом промышленности люди из Мамско-Чуйского района пытались уехать любой ценой, сейчас здесь проживает порядка 5 тыс. человек. О перспективах одного из самых депрессивных районов Приангарья рассказывает председатель Контрольно-счетной палаты Иркутской области, член политсовета Иркутского регионального отделения всероссийской политической партии «Единая Россия» Ирина Морохоева.
– Действительно, Мамско-Чуйский район переживает далеко не лучшие времена, и началось это не сегодня и даже не вчера. Собственные доходы местного бюджета мизерные, к тому же ситуация осложняется значительными ошибками, которые допускаются при ведении бюджетного процесса. Это показали проверки Контрольно-счетной палаты Иркутской области, проводившиеся на территории и в 2009-м, и в текущем году.
Так, отчет о выполнении бюджета района за 2010 год принят с нарушением Бюджетного кодекса Российской Федерации, без проверки органом внешнего финансового контроля, который до сих пор, несмотря на все рекомендации Законодательного Собрания и Контрольно-счетной палаты Иркутской области, в районе не создан.
2011 год объявлен годом парламентского контроля в Иркутской области. На необходимость усиления контроля за расходованием бюджетных средств, которые направляются на муниципальные программы, социально-важные объекты, неоднократно обращали внимание партия «Единая Россия», региональный парламент, Контрольно-счетная палата. Средства должны быть потрачены не только законно и правильно: их нужно использовать максимально эффективно.
– Сейчас у всех на слуху такие проекты, как «народная программа», «народный бюджет». Реализуются ли они в Мамско-Чуйском районе?
– Да, в Мамско-Чуйском районе население активно обсуждает и «народный бюджет», и «народную программу». Во время работы в районе я приняла участие в ряде встреч, в том числе с руководством муниципального образования, активом Мамско-Чуйского района и Луговского городского поселения. Обсуждались самые важные вопросы, которые более всего волнуют население этой северной территории.
Так, жители района предлагают внести в «народный бюджет» следующие темы. Самая большая беда Мамско-Чуйского района – значительная транспортная удаленность, что оказывает негативное влияние на развитие территории. Безработица приобрела серьезные масштабы, продукты питания едва не в два раза дороже, чем в областном центре. Из-за отсутствия нормальных дорог на бюджет каждый год тяжким бременем ложится проблема северного завоза. Решить хотя бы частично этот вопрос можно, и на встречах были озвучены предложения, которые не новы, но, тем не менее, пока не нашли своего отражения в работе властей.
Одно из этих предложений связано со строительством автодороги общего пользования Мама – Мамакан. Эта недостроенная дорога объединяет Мамско-Чуйский и Бодайбинский районы. Сейчас не завершен участок между поселками Мусковит и Мамакан, который составляет 16 километров. Завершение строительства дороги даст выход на железнодорожную станцию Таксимо, позволит решить проблему ограниченности сроков доставки грузов, снизит транспортную напряженность с завозом продовольственных и промышленных товаров. Сейчас в период осенне-весенней распутицы грузы в район доставляет авиатранспорт, летом их везут на автомобилях, на участке Мамакан – Мусковит используется и водный транспорт.
Для строительства этого участка автодороги имеется полный пакет проектно-сметной документации, разработанной в ценах первого квартала 2005 года. Сейчас, по предварительным данным, на строительство дороги необходимо не более 100 млн рублей. Считаю, что министерство строительства и дорожного хозяйства Иркутской области может оценить планирование соответствующих расходов в областном бюджете, ведь это не только позволит решить вопрос с северным завозом, но и снизит социальную напряженность в районе. Это и есть «народный бюджет» в действии.
– Строчка из советской песни «только самолетом можно долететь» очень актуальна для Мамско-Чуйского района. Как сейчас обстоят дела с авиасообщением?
– Во время обсуждения «народного бюджета» и «народной программы» была озвучена просьба о разработке региональных законов, которые бы позволили снять остроту этого вопроса. Авиасообщение по ценам доступно далеко не для всех, в этом и состоит одна из основных бед района. Чтобы слетать из Мамы в Иркутск и вернуться домой, нужно заплатить более 16 тыс. рублей, что, разумеется, по силам далеко не каждому. А ведь перелеты для многих – жизненная необходимость. В областном центре сейчас учатся 180 студентов из Мамско-Чуйского района, которые зачастую не только не могут лишний раз увидеть родных и близких, но и просто выехать в свой вуз после каникул. Обсуждая возможности выхода из ситуации, жители решили, что необходимо рассмотреть вопрос о частичной компенсации проезда студентов, либо дополнительно выделять субсидии предприятиям, осуществляющим воздушные перевозки в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Авиабилет для учащихся, хотя бы один раз в год, должен стоить до 2–3 тыс. рублей, при этом расходы составят порядка 900–1000 тыс. рублей. Если учесть эти вопросы и в других северных территориях Иркутской области, потребуется не так уж и много денег.
Есть и еще одна категория людей, которые очень страдают от цен на авиабилеты. В районе увеличивается количество онкологических заболеваний, сейчас на учете у онколога находится почти 100 больных. В основном это люди пожилого возраста. Из-за высокой стоимости перелета они не могут своевременно выехать в Иркутск и пропускают необходимое лечение, запускают болезнь, а некоторые вовсе отказываются от обследования из-за безденежья.
На встрече врачи центральной районной больницы предложили – необходимо решить вопрос об оплате проезда онкологических больных хотя бы один раз в год. Ежегодно остро нуждаются в помощи 10–15 человек.
Тема авиаперевозок вообще крайне болезненна для района. Это всегда была единственная оперативная связь с областным центром, а сейчас она находится под угрозой. Как сообщил генеральный директор ООО «Мамский Аэропорт» Трофим Бутаков, предприятие в настоящий момент находится в тяжелом финансовом положении, начата процедура его ликвидации. Директор просит оказать содействие по переводу аэропорта в казенное предприятие, которое может объединить северные аэропорты Восточной Сибири, с целью получения финансирования из федерального бюджета.
На эту ситуацию «Единая Россия» может повлиять, тем более что полномочный представитель президента РФ в СФО Виктор Толоконский ранее утвердил план по реализации мер, направленных на развитие местных перевозок на территории Сибирского федерального округа. Одним из пунктов плана предусмотрено создание казенного предприятия на базе имеющихся аэропортов. Подобное казенное предприятие уже успешно работает в Республике Саха (Якутия), и этот опыт необходимо использовать в Иркутской области. Иначе авиасообщение с Мамой может оказаться под угрозой.
– Какой основной вывод вы сделали для себя по итогам прошедших встреч?
– Мы сейчас говорим о проблемах, которые невозможно решить на местном уровне. Но есть масса трудностей, вполне разрешимых районными властями. Так, в поселке Луговском очень много проблем в жилищно-коммунальном комплексе, и люди в первую очередь жалуются на то, что районная власть их не слышит.
Состояние ЖКХ в районе – сложная тема. Очень много благоустроенного жилья, оставшегося от относительно благополучных времен. При этом сети находятся в аварийном состоянии. После поездки я получила по электронной почте письмо от жителей, которые считают необходимым в рамках «народной программы» обратить внимание на то, что в районе практически не работает Федеральный закон № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». По их мнению, связано это с тем, что у людей нет заинтересованности в вопросе управления домами: в поселке Мама не созданы товарищества собственников жилья, управляющие компании, при этом администрация и сама не решает вопросы по ремонту жилого фонда. Обратившиеся просят выступить с законодательной инициативой об упрощении порядка и смягчении условий по выделению средств из Фонда реформирования ЖКХ для таких районов, как Мамско-Чуйский. Не думаю, что будет правильно облегчить работу местной власти таким образом. Нужно добиваться от нее качественно другой работы.
На встречах много говорили о проблемах, с которыми сталкиваются люди, желающие выехать из районов Крайнего Севера. В частности, предлагалось внести в действующее законодательство Российской Федерации и Иркутской области изменения в части выделения субсидий на эти цели, и это тоже нужно обсуждать.
Самое главное, что состоявшиеся встречи показали: мы готовы работать вместе и решать проблемы территории объединенным народным фронтом. Отмечу, что жители не только обозначают проблемы, но и предлагают пути их решения. «Народная программа» предназначена для того, чтобы голос каждого человека, живущего в России, был услышан властью. Пункты этой программы должны стать задачей для Общероссийского народного фронта и «Единой России» на ближайшие годы.