Александр Абрамов: Скульптура – это искусство, которое ведет за собой
В центре Иркутска, на улице Халтурина, уже не одно десятилетие существуют творческие мастерские. Эти старинные постройки с вековыми каменными стенами – бывшие конюшни иркутского купечества. Здесь уже давно обосновались художники и скульпторы. Среди них и член Союза художников России, скульптор Александр Абрамов, который сейчас работает над памятником первому губернатору Иркутской области Юрию Ножикову. Своим видением состояния современной скульптуры и творческими планами он поделился с корреспондентом «Областной».
– Александр Леонидович, вы родом из Самары, что привело вас в Иркутск?
– В Иркутске я с 1994 года. До этого в моей биографии кроме родной Самары была учеба в Ленинградском художественном училище имени В.А. Серова и работа по распределению в Кемерово. В Сибирь приехал без раздумий, потому что европейские варианты, которые мне предлагались, не устраивали. В конце 1970-х годов, когда я заканчивал училище, политика и идеология достаточно сильно деформировали людей и довлели над ними. И я сделал для себя вывод, что именно в Сибири еще есть люди, менее зависимые от социалистических обязательств. Я был уверен, что именно здесь пока еще сохранились истинные отношения. Ведь когда люди начинают очень сильно друг от друга зависеть идеологически и финансово, человеческие отношения уходят на второй план. А для художника это не представляет никакого удовольствия.
Есть в моей биографии и Красноярский художественный институт. Я окончил керамическое отделение, но в основном специализировался на скульптуре, и диплом был защищен скульптурной работой, которая установлена в городской среде.
– Расскажите о работе в Кемерово.
– Там я был художником на советском предприятии «Росмонументискусство», которое занималось «визуальными проблемами» на территории от Свердловска до Владивостока. У нас был большой текстильный цех, в котором выпускались полотнища огромных и тяжелых театральных занавесов. Кстати, тема «ткань и художник» – очень широкая. Много было заказов по витражам. Это сложный творческий процесс, потому что витраж с наклеенными цветными стеклышками сильно отличается от витража с духовными проблемами света. В «Росмонументискусстве» также был огромный скульптурный цех, литейка, большой керамический цех. Тогда, на мой взгляд, и в скульптуре, и вообще в визуальном искусстве на Кузбассе разрешалось многое. Достаточно сказать, что в 1994 году, когда я уезжал, в Кемерово можно было насчитать около 20 хороших садово-парковых и монументальных скульптур. Некоторые, правда, носили пропагандистский характер – от этого никуда не денешься.
– С чего начиналась ваша творческая иркутская биография?
– В Иркутске я начал с того, что организовал мастерскую сначала в Лисихе, потом в Юбилейном. Мы занимались керамикой. Получали заказы от частных лиц. Конечно, это было не массовое производство. Выпускали напольные керамические изделия: от малых – для посадки цветов, до больших – для посадки деревьев.
– В середине 1990-х годов в Иркутске искусство было успешным?
– Это был 1994 год. Людям было не до искусства, им хотелось кушать. Появилось огромное количество нищих. Бессмысленно говорить о том, что в такие моменты искусство может иметь какой-то коммерческий успех. Я тогда предлагал для рынка напольные большемерные вазы, которые можно было использовать в коттеджах, в частных домах. В те времена приходилось заниматься многим. Например, Институт систем энергетики СО РАН заказал образное оформление входной группы. Все это нужно было выполнить в стекле и металле. Ну и, если честно, я продолжал работать по заказам из Кемеровской области. Это было необходимо для того, чтобы зарабатывать средства для развития производства, на содержание семьи. Мы постоянно туда ездили на реконструкцию фасадов и интерьеров библиотек, дворцов культуры и так далее. Там все это было очень востребовано.
– Что для вас значит понятие скульптура?
– Живопись – это интеллект, а скульптура как вид искусства определяется только высотою чувств. И здесь важно понять, что чувства бывают низменными, а бывают возвышенными. Если низменные – то это, пожалуй, уже не скульптура. А если возвышенные – то это и есть духовная скульптура. Вспомним крылатую Нику Самофракийскую, которая установлена на главной лестнице Лувра. Ведь от нее мороз по коже. Понятие «ведет за собою» присутствует во многих признанных во всем мире скульптурах. И эту силу воздействия на подсознание человек может эксплуатировать. Вот тогда и возникает понятие современного востребованного героя. Ведь пролетарии во главе с Лениным не просто так сочинили план монументальной пропаганды. Они хорошо понимали, что может для них значить эта сила воздействия на людей.
– Сколько в Иркутске памятников Ленину?
– Я знаю порядка семи. Один установлен на плотине Иркутской ГЭС, другой – на пересечении улиц Ленина и Карла Маркса. Еще один – на улице Карла Маркса, недалеко от улицы Урицкого. Там до советской власти стояла небольшая часовня. И если сегодня ее восстановить, то она неплохо бы смотрелась. В районе Красных казарм стоял бюст Ленина. Сейчас он на реставрации. И все-таки в Иркутске сейчас все памятники идеологического характера. Даже тот, что установлен на бульваре Гагарина. Мы хорошо понимаем, что за личность Гагарин. Это достойно, но опять-таки несет идеологию.
– В городе не так давно появились и другие памятники – например, драматургу Александру Вампилову. По какой классификации они проходят?
– На мой взгляд, это памятник не драматургу Вампилову, это памятник горожанину Вампилову. Тем не менее он украшает старейшую театральную площадку Сибири. Хорошо, что появился памятник Колчаку. И это, я считаю, не что иное как наша реакция на буржуазную революцию. Правда, сейчас оценочная ситуация прошедших событий может быть несправедлива. Слишком мало времени прошло. Иногда мы склонны возвеличивать то, что было повседневностью.
– Над чем вы сейчас работаете?
– Мы выполняем только частные заказы. Их, конечно, не так много, поэтому и цена не подлежит никакому обсуждению. И благо, что люди хоть какие-то деньги находят, чтобы сделать что-то для себя. Заказы разные: для церкви, для частных интерьеров. Занимаемся лепниной в городе. Работаем с разным материалом – гипс, гранит, бронза, чугун, бетон и так далее. Кроме того, сейчас я работаю над созданием памятника первому губернатору Иркутской области Юрию Ножикову. Скульптура будет выполнена из гранита и металла, ее планируется установить в одноименном сквере на улице Сухэ-Батора.