29.07.2011 12:00
Рубрики
Мнение
Теги
29.07.2011 12:00

Геннадий Истомин: Пришло время слушать поселения

Идея народного бюджета, которая сегодня выдается как некая новация, по словам вице-спикера Законодательного Собрания Геннадия Истомина, отнюдь не нова. По крайней мере, для Иркутской области. Еще в 2008 году, избираясь в областной парламент первого созыва, депутаты суммировали все наказы своих избирателей и создали документ, который и получил название «народный бюджет». Он был утвержден на заседании фракции «ЕР», направлен в правительство и взят под депутатский контроль.

– Его полной реализации помешал финансово-экономический кризис 2009 года, – рассказывает Геннадий Истомин. – Тем не менее многие предложения вошли в областные целевые программы и были успешно осуществлены. Областной бюджет нынешнего года, исполняемый с профицитом, позволяет вновь вернуться к идее народного бюджета, используя накопленный «жирок». 

– По старой схеме: депутаты собирают предложения и потом бьются на сессиях за интересы своих территорий?

– Нет, теперь схема другая, трехуровневая. Начинается формирование народного бюджета с отраслевых слушаний. Они шли весь июль, завершившись 26 июля подробным разбором путей развития малого бизнеса.

– Для чего потребовались эти слушания?

– Чтобы четко представлять цели и задачи, которые ставят перед собой отраслевые министерства, знать, каких показателей мы хотим добиться, выяснить перспективные направления, которые имеет смысл включить как в местные, так и федеральные программы. Например, разбирая положение в строительной области, сделали упор на трех направлениях: разработке жилищной программы и ее финансировании, развитии областной базы стройиндустрии и подготовке за счет областных средств инженерной инфраструктуры на новых стройплощадках. Все это для того, чтобы снизить стоимость квадратного метра жилья. Сравните: в Омске цена квадратного метра – 25 тысяч рублей, а у нас уже зашкаливает за 40 тысяч. Такие перекосы недопустимы.

– Муниципалитетам удастся вклиниться в министерские планы?

– Второй этап формирования народного бюджета – это как раз конкурсы муниципальных образований. Для этого вся область разбита на пять зон. Есть северная, куда вошли Братск и Усть-Илимск, а также Братский, Усть-Илимский, Усть-Кутский, Нижнеилимский, Казачинско-Ленский районы. Есть западная, объединившая все районы вокруг Тайшета, центральная, куда вошли районы, прилегающие к Иркутску. В одну из зон включены районы Усть-Ордынского Бурятского округа, а также два близлежащих района: Усть-Удинский и Балаганский.

– То есть деление чисто по географическому признаку?

– Совершенно верно. Во-первых, для удобства: не надо далеко ехать, а во-вторых, выставляемый на конкурс проект может быть совместным детищем двух соседних районов. Уже 3 августа пройдет первый такой конкурс в Саянске, а последний, который состоится в Новонукутске, запланирован на 12 августа. Как видите, работа над народным бюджетом будет проходить в очень активном режиме. 

– А кто возьмет на себя судейские функции: какой проект одобрить, а какой отвергнуть?

– Постановлением губернатора утверждена конкурсная комиссия, которую возглавляет первый заместитель председателя правительства Владимир Пашков. В нее вошли ряд министров, а от Законодательного Собрания – ваш покорный слуга и вице-спикер Геннадий Нестерович. На зональных конкурсах мы итогов подводить не будем. Наша комиссия обобщит все предложения муниципальных образований, а они должны касаться таких направлений, как социальная политика, образование, здравоохранение, развитие спорта и жилищно-коммунального хозяйства, и только где-то в конце августа объявит результаты. Победителям будут предоставляться дополнительные межбюджетные трансферты.

– Но уже по ходу конкурсов вы, наверное, сделаете какие-то предварительные выводы?

– Обязательно. Сразу же будет видно, какая территория подготовила интересный, идущий от запросов жизни проект, а какая нарисовала второпях, лишь бы заполучить деньги. Если Иркутский или Ольхонский районы предложат пробурить дополнительные скважины, поскольку вода в дефиците, то грех будет не поддержать такое нужное дело. Или взять Слюдянку. Администрация города давно уже приводит в порядок центр города: поставили на постамент трудягу-паровоз, отремонтировали старую водонапорную башню, провели реконструкцию ДК, а сейчас занимаются благоустройством площади, где люди смогут прогуляться, посидеть на лавочке, отдохнуть. Под такой проект и денег, я думаю, не жалко.

– А вдруг кому-то захочется отгрохать в своем районе увеселительный центр с аквапарком?

– Мы сразу предупредили: никакого капстроительства. Все большие проекты финансируются по областным программам. И прежде чем включать объект в такую программу, проводится серьезный анализ, включая демографические показатели, динамику развития муниципального образования. А то на одной территории мы уже пролетели: построили большую школу, а заниматься в ней некому.

– А интересы поселений как-то будут учтены?

– Непременно. Это как раз третье направление формирования народного бюджета, которое будет проведено в сентябре. Мы, честно говоря, в большом долгу перед нашими деревнями и селами. Постоянный дефицит бюджета не позволял проявлять к ним большой щедрости. И сегодня, когда появилась возможность выделить 4 млрд рублей на повышение зарплаты учителям, добавить 2 млрд в областные целевые программы, то будет просто непростительно с нашей стороны обойти вниманием то множество проблем, которые волнуют жителей поселений.

– Опять конкурсы на уровне поселений?

– Никаких конкурсов, люди на сходах будут определять свои болевые точки, что им необходимо в первую очередь. Я вот когда проезжаю поселок Покосное, что в Братском районе, всегда радуюсь, глядя на его чистые улицы, ровные крашенные палисадники. Думаю, редкое селение откажется от такого благоустройства. И может его получить, если пожелает. А кто-то захочет установить в своем поселке детскую площадку. В Иркутске их море, а найдите их где-нибудь в глубинке. А дети-то везде одинаковые, всем хочется играть. Кому-то нужно приобрести спортивный инвентарь в школу, кому-то построить хоккейную коробку, в какой-то деревне есть народный ансамбль, а клубному баяну полста лет, он не играет, а хрипит как астматик, пора менять… И если в селе появится детская площадка, или хоккейная коробка, или новенький баян, то тем самым мы реабилитируем местную власть, связанную по рукам и ногам безденежьем. Люди поверят, что она тоже чего-то значит, умеет своего добиваться.

– Где будут аккумулироваться пожелания поселений?

– Они поступят в координационный совет народного фронта, будут проанализированы, и депутаты с помощью министерств решат, в какие областные программы их включить. Может быть, придется даже создавать дополнительные программы, чтобы учесть все пожелания населения.

– Можно щепетильный вопрос: на какую сумму могут замахиваться поселения в своих желаниях?

– Сложно сказать, но пока мы планируем, что поселениям с численностью населения до 500 человек будет выделяться по полмиллиона рублей, от 500 до 1 тыс. человек – 750 тыс. рублей и так далее. Самую крупную сумму – 15 млн рублей – смогут получить поселения, насчитывающие свыше 17 тыс. жителей. Как видите, деньги достаточно большие. Мой, например, родной Баяндаевский район может получить более 9 млн рублей. А сам Баяндай, где проживает 2,6 тыс. человек, может рассчитывать на 900 тыс. рублей.

– Сколько же всего планируется потратить на реализацию деревенской мечты?

– Порядка 700 млн рублей, и надеюсь, что это у нас получится.