Сергей Серебренников: Устраняя коррупцию, власть должна работать совместно с общественными институтами
В октябре в Иркутске будет проходить антикоррупционный форум. На страницах «Областной» в нашей постоянной рубрике о причинах коррупции и методах борьбы с ней говорят политики, бизнесмены, общественные деятели. Сегодня наш собеседник – заместитель председателя правительства Иркутской области, руководитель администрации Усть-Ордынского Бурятского округа Сергей Серебренников.
– Сергей Васильевич, вы сами раньше работали в силовой структуре. Скажите, как, по вашему мнению, изменились за последнее время подходы к борьбе с коррупцией?
– Коррупция – это очень сложная для нашей страны тема. И то, что она стоит в ряду явлений, которые наносят ущерб национальной безопасности, – абсолютно точно. Вопрос в том, насколько этот ущерб значимый, насколько угрозы реальны и насколько может пострадать общество. По данным 2009 года, Россия занимает 147-е место по уровню распространения коррупции из 180 стран.
Большое значение для определения подходов борьбы с коррупцией имеют исторические корни, национальный характер, и в этом смысле коррупция в нашей стране – явление далеко не новое. В разное время менялся лишь ее уровень. Даже в благополучном в этом отношении Советском Союзе выявлялось немало фактов коррупции. Мы помним громкие дела, которые расследовали Гдлян и Иванов. Например, те, что начались с хлопковых республик, и они имели огромный общественный резонанс.
Социологические опросы показывают, что 25% наших граждан вообще не считают коррупцию ненормальным явлением. В обществе отсутствует нетерпимость к ней. Ведь одними законами, одними репрессивными мерами это зло не искоренить. Нужно учитывать менталитет нации и работу по воспитанию нетерпимого отношения к коррупции проводить системно и постоянно.
И конечно, там, где отлажена система работы государственных органов, где демократия имеет более глубокие исторические корни, где роль государства в процессе регулирования экономики и политической сферы сведена к минимуму, там коррупции меньше. Если же те или иные государственные или муниципальные услуги не имеют прозрачных систем выполнения, а чиновники специально создают искусственные препоны и люди, чтобы избежать их, идут на крайние меры, возникает система предпосылок получения взяток.
Избыточное администрирование со стороны государства по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики. А еще это вызывает в обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене, поэтому коррупция правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.
– Меня спросила коллега: «А если я врачу дам коробку конфет, это коррупция?» Вопрос переадресовываю вам.
– Такой способ благодарности – в наших национальных традициях. Когда речь идет о выражении искренних чувств, мы не должны все подводить под понятие коррупции, которое, напомню, подразумевает использование должностным лицом своего служебного положения для личного обогащения. В нашем же случае врач не предпринимал умышленных действий и не использовал свое служебное положение ради получения прибыли, не нарушал закон, соответственно, коррупции здесь нет.
– И все-таки бытовая коррупция – серьезная проблема, достаточно вспомнить ситуацию с ГИБДД…
– Я оптимист и убежден, что реформа полиции направлена в том числе на искоренение коррупции. Если сотрудник той же ГИБДД будет получать хорошую зарплату и держаться за свое рабочее место, он никогда не пойдет на риск и не станет брать деньги с нарушителя правил дорожного движения, понимая, что его за это не просто уволят, а еще и могут посадить. Надо убрать предпосылки, которые создают коррупцию. Нужна система, которая бы позволяла человеку понимать, что по закону жить выгоднее. Водитель должен четко знать, что если он проехал на красный свет, то обязан заплатить штраф, допустим, пять тысяч рублей.
Толкование тех или иных норм, законов, положений должно быть однозначным. Есть такое понятие – антикоррупционная экспертиза правовых актов. Когда я несколько лет назад работал мэром города Братска, мы впервые в Иркутской области начали проводить такую экспертизу, предварительно проработав вопрос в Москве со специалистами правового института, которые уже тогда занимались созданием антикоррупционных законов. Наши сотрудники прошли обучение. И в итоге, когда мы прописывали какую-то норму, мы понимали, что не должно быть двоякого ее толкования.
Также Братск был в числе первых муниципалитетов, где услуги населению начали оказывать по принципу единого окна. Это очень удобно. Когда человек хочет, допустим, получить землю, оформить недвижимость, создать малое предприятие, он приходит в соответствующее помещение, читает на специальном стенде, какие документы надо подготовить для того или иного вида услуг. Он их собирает, сдает в окно, сотрудник центра смотрит по перечню, все ли есть, и говорит, какие справки, допустим, нужно донести и когда. Человек не видит исполнителя, не общается с ним. Через какое-то время он снова приходит, оплачивает в кассу пошлины и получает необходимые документы. 90% отзывов о работе по принципу единого окна были положительными. Пилотный проект по созданию многофункционального центра был реализован, в частности, в Шелехове, огромная потребность есть в этом в Иркутске. Уверен, что за многофункциональными центрами – будущее.
– Удалось ли правительству области наладить конструктивное деловое сотрудничество с представителями силовых ведомств региона? Какие возникают сложности при этой работе? В чем главные достижения?
– Конструктивное взаимодействие есть. Несмотря на то, что правоохранительные ведомства – федерального подчинения, указом президента РФ образованы координационные совещания правоохранительных органов при губернаторах, куда вошли все руководители силовых ведомств. Это сделано после известных событий в станице Кущевская, когда было признано, что правоохранительные органы недостаточно между собой взаимодействовали. Совещания как раз призваны эту работу отладить. Ведь состояние правопорядка в Иркутской области требует общих усилий прокуратуры, СКР, полиции, УФСБ и других силовых ведомств. Мы уже провели несколько заседаний, рассмотрели очень злободневные вопросы. К примеру, во втором квартале на совещании обсуждалась криминогенная ситуация в одном из муниципальных образований северной части области. Было много жалоб от населения, поступила информация о том, что в работе правоохранительных органов имеются сбои, что там местную власть подменяют уголовные авторитеты. На встрече был намечен целый ряд мер, в том числе специальных, которые призваны оздоровить ситуацию. В плане рассмотрения координационного совещания есть еще целый ряд муниципальных образований.
Также у нас работают созданный при губернаторе координационный совет по противодействию коррупции, антитеррористическая комиссия, комиссия по профилактике правонарушений, КЧС, антинаркотическая комиссия и так далее.
Все они дают возможность посмотреть срез, сделать анализ, кого-то подправить, покритиковать, наметить совместные мероприятия. Сложности всегда есть, это касается и большого количества пробелов в законодательстве. Мы стараемся успеть за теми нормативно-правовыми актами, которые уже есть и работают в развитых странах. Надо повышать правовую культуру, чтобы люди понимали последствие того или иного поступка для себя, общества, для близких.
– По информации прокуратуры области, за три месяца этого года выявлено 316 нарушений закона при размещении государственных и муниципальных заказов. В суды направлено 17 заявлений о признании незаконными нормативно-правовых актов в сфере размещения заказов, которые рассмотрены и удовлетворены. Какие причины, по вашему мнению, приводят к таким нарушениям? Что необходимо сделать, чтобы исправить ситуацию?
– Вы подняли очень актуальную тему. Злоупотребления при размещении и проведении аукционов и тендеров имеются. Тут надо сказать, что существующий ФЗ № 94 от 2005 года «О размещении заказов на поставку товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» несовершенен. О том, что закон требует шлифовки, говорил и глава государства.
Введение системы электронных торгов, когда исключается прямое общение участников аукциона или конкурса с теми, кто его проводит, – тоже элемент противодействия коррупции. Надзорные органы внимательно следят за этими процедурами, когда речь идет о расходовании бюджетных денег, но тем не менее нарушения появляются. В борьбе за прибыль, чтобы сделать какой-то вид работ, участники конкурса идут порой на значительные снижения стоимости услуг. Это, во-первых, ухудшает качество выполняемых работ, а во-вторых, создает коррупционные предпосылки, ведь фирма, получив подряд с наименьшей стоимостью, стремится уйти от налогов, пытается достать какие-то левые комплектующие для выполнения заказа и так далее.
Коррупциогенность снижается, если существует четкий порядок принятия решения. Аппаратом губернатора и правительством Иркутской области подготовлен реестр муниципальных услуг, который должен обеспечить публичность и открытость деятельности органов местного самоуправления. Реестр размещен на их официальных сайтах, опубликован в печати. В отношении значительного количества указанных в нем услуг утверждены стандарты их предоставления.
– Какие меры нужно предпринимать для поддержания порядка в вопросе управления муниципальной собственностью?
– Федеральный закон № 131 все регламентирует и прописывает. В муниципальной казне должно остаться только то имущество, которое необходимо для выполнения озвученных полномочий, – детские сады, учреждения культуры, спорта (учреждения здравоохранения будут переданы в ведение субъекта федерации). Все остальное – магазины, рынки – должно быть продано в частные руки, причем правильно продано. Для этого специально создается при муниципалитетах прогнозный план приватизации, куда вносятся такие объекты. Они все проходят экспертизу, далее план утверждается представительным органом и начинает работать. Также объекты, которые вошли в перечень, распределяются на конкурсе, и желающие могут их приобретать. В целях исключения коррупционных факторов в муниципальных образованиях области разработаны программы комплексного социально-экономического развития на 2008–2020 годы, в которых проведен расчет экономических прогнозов и дана оценка ожидаемого эффекта от использования муниципального имущества и ресурсов.
В правительстве Иркутской области есть такая практика, когда руководители отдельных муниципалитетов отчитываются о том, насколько эффективно и правильно используется муниципальное имущество. Потому как можно все продать, а в казне ничего потом не останется. Деньги придут в бюджет сегодня, будут израсходованы, а как следующим поколениям быть – неизвестно. Также отмечу, что в регионе осуществляется мониторинг деятельности органов местного самоуправления как в вопросах качества предоставления населению муниципальных услуг, так и использования муниципального имущества.
И, конечно, контроль за этим процессом призваны вести прокуратура, антимонопольная служба, Контрольно-счетная палата. КСП проводит проверки, и если выявляются нарушения законодательства, в том числе факты нецелевого использования бюджетных средств, то материалы проверок направляются для соответствующей оценки в правоохранительные органы.
– Злободневный вопрос – лесные пожары. Известно, что арендаторы лесных делян порой не особенно борются с распространением пожаров. Об этом говорит и губернатор Иркутской области. Как таким нерадивым арендаторам удается получать лесные деляны? Будут ли пересматриваться контракты с ними?
– Действительно, в этом году очень сложная ситуация с лесными пожарами на территории области. 55,5% лесных пожаров возникает по вине местного населения, 10,7% – по невыясненным причинам, 2,3% – от сельхозпалов. Много проблем нынче наделали грозы, ставшие причинами более 30% от общего числа пожаров. Когда мы с губернатором совершали облет на вертолете, на наших глазах в пяти местах из-за грозы возникали возгорания в глухой тайге, где и нога человека не ступала. 56% от площади, пройденной пожарами на территории области, приходится на арендованные участки. Новым Лесным кодексом предусмотрено, что арендатор, получив лесные угодья для работы, заготовки леса, обязан держать их в порядке, в том числе и предусматривать мероприятия по профилактике пожаров и пожаротушению. У него должны быть подготовленные люди, соответствующий инвентарь, пожарная техника, средства связи и прочее.
Есть у нас добросовестные арендаторы, которые тушат пожары на своих участках и помогают соседям. А есть и такие, которые надеются на авось, то есть не готовятся к пожароопасному сезону, не осуществляют профилактические мероприятия. И когда по каким-либо причинам возникают пожары на арендованной территории, они не имеют возможности справиться с ними. Выполнение противопожарных профилактических мероприятий на арендованных участках в настоящий момент составляет 52% от запланированных на год. Сегодня к арендаторам, которые не принимают необходимых мер при тушении пожаров, применяются жесткие меры, вплоть до расторжения договоров аренды. Такие меры поддерживает губернатор, и я разделяю эту точку зрения. Если нерадивые арендаторы не умеют работать, значит, должны уйти из леса. В настоящее время готовятся иски в арбитражный суд на расторжение договоров аренды лесных участков за неисполнение договорных обязательств по профилактике и тушению лесных пожаров с семью арендаторами.
– И последнее. Каков, по-вашему, должен быть главный итог запланированного на осень антикоррупционного форума?
– В этом году форум пройдет во второй раз. Всем уже ясно, что в современных условиях развития общества институты власти должны работать совместно с общественными объединениями. Поэтому и в форуме 2011 года обязательно будут участвовать общественники. В Иркутской области зарегистрировано девять общественных организаций, осуществляющих деятельность в области противодействия коррупции, две из них – это антикоррупционный комитет и ИРОО «Комитет по противодействию коррупции» – занимаются в том числе и активной агитационной работой. Форум, проводимый с участием общественных организаций и научного сообщества, поможет выявить недостатки антикоррупционной работы, скоординировать ее и внести прагматичность в использование ресурсов.