Маломерным судам отведут безопасные зоны
Первые появятся на Малом Море
На водоемах Иркутской области растет количество ЧП, связанных с использованием гидроциклов. Этот вид водного транспорта становится популярным у жителей региона, и число аквабайков со временем будет только расти, прогнозируют специалисты Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС). Главной мерой по дальнейшему предупреждению ЧП они называют создание специальных зон для водных мотоциклов в местах пляжного отдыха. Первые такие зоны появятся на Малом Море.
Гидроцикл – водный мотоцикл, изобретенный в 60-е годы прошлого века, получил распространение по всему миру в качестве средства для активного отдыха на воде, а также экстремального вида спорта. Пять лет назад этот транспорт появился в нашем регионе. С тех пор практически ни одно лето не обходится без ЧП с его участием. Как показывает статистика, количество травм и смертельных случаев по вине водителей аквабайков растет из года в год.
– В 2009 году в районе Малого Моря известная иркутская модель получила тяжелейшую черепно-мозговую травму. Девушка плавала на надувном матраце в одной из многочисленных бухт Байкала. В нее на огромной скорости врезался гидроцикл. В 2010 году двое пьяных парней, катаясь на скутере в заливе Якоби, вылетели на берег и сбили трехлетнюю девочку. Примерно в это же время погиб на воде гражданин Китая, не имеющий навыков обращения с водным байком, – напоминает печальную хронику замначальника отдела ГИМС ГУ МЧС по Иркутской области Сергей Моисеев.
По его словам, в этом году только за последние две недели в акватории Байкала произошло три несчастных случая с участием гидроциклов. Так, 17 июля туристы катались на прицепленном к гидроциклу надувном снаряде. Молодой человек, управлявший водным байком, не рассчитал расстояние и при развороте ударил снаряд о стоящее маломерное судно «Амур». Женщина 1972 года рождения получила травму головы и скончалась по пути в районную больницу. 19 июля гидроциклист наехал на катавшегося на водных лыжах туриста и скрылся с места преступления. 25 июля в условиях плохой видимости из-за дождя и тумана 57-летний судоводитель не справился с управлением и врезался в скалу, пострадали пассажиры.
– С начала года в регионе на право вождения маломерными судами было обучено 1688 человек, из них права на управление гидроциклом получили 120 человек. А всего на учете в ГИМС стоит свыше 300 таких транспортных средств. Этот транспорт очень популярен, и количество аквабайков в области со временем будет только увеличиваться, – прогнозирует Сергей Моисеев.
По его словам, на пляжах, к примеру, Черного моря аквабайков значительно больше. Но там их используют только в отведенных местах – зонах со спецвыходами в море, огражденных буйками в 200 м от берега. У нас в местах пляжного отдыха такие зоны отсутствуют.
– Гидроцикл – техника дорогая. Часто, чтобы похвастаться статусной вещью, их владельцы предпочитают кататься именно в местах массового скопления отдыхающих, – говорит Сергей Моисеев. – Однако в отличие от других катеров и моторных лодок гидроцикл не имеет тормоза. Его остановочный путь зависит от начальной скорости, нагрузки, наличия ветра и состояния водной поверхности. Движение и маневры на высокой скорости всегда опасны и требуют от водителя большого опыта и мастерства, и риск, главным образом, связан с возможностью столкновения. Правила категорически запрещают использовать гидроциклы в непосредственной близости от пляжей и в портовых зонах, – говорит Сергей Моисеев.
Водителям аквабайка необходимо иметь защитные очки. Еще одно обязательное условие – спасательный жилет на аквабайкере и пассажирах. Человек может потерять сознание от удара о воду, от перегрева на солнце и просто по причине плохого самочувствия. По словам Сергея Моисеева, нарушителям прав эксплуатации гидроциклов (вождение в нетрезвом виде, отсутствие прав) грозит лишь штраф от 500 до 1,5 тыс. рублей. С начала года в отношении аквабайкеров составлено 120 административных протоколов.
– Мы проводим рейды по проверке безопасности маломерных судов. Активно работаем с Байкало-Ангарским линейным отделением полиции. Если правонарушение достаточно серьезное, повлекшее травмы или гибель человека, то в этом случае транспортное средство могут изъять, – уточнил Сергей Моисеев.
Еще в 2006 году, когда первые гидроциклы появились в нашем регионе, специалисты ГУ МЧС рекомендовали руководителям муниципалитетов обустроить в местах массового отдыха специальные акватории для любителей прокатиться с ветерком. Однако ни один муниципалитет к спасателям не прислушался. И только на этой неделе в Ольхонском районе было решено обратиться к данной теме на заседании КЧС с участием представителей ГУ МЧС, прокуратуры и полиции.
В ходе заседания КЧС главы некоторых муниципалитетов Ольхонского района решили за каждым местом отдыха людей закрепить ответственное лицо из числа руководителей баз отдыха и после этого проверять выполнения требований безопасности силами сотрудников ГИМС, прокуратуры и полиции.
– Думаю, что уже к концу первой декады августа будут положительные изменения в упорядочении катания на гидроциклах в местах массового отдыха людей, – резюмировал Сергей Моисеев.