Эффект личного участия
Если не произойдет никаких внеплановых событий, гвоздем политического сезона 2011 года, судя по всему, станет процедура предварительного народного голосования, организованная всероссийской политической партией «Единая Россия» и Общероссийским народным фронтом.
Механизм и участники
Отвлечемся на сей раз от того факта, что «Единая Россия» имеет конституционное большинство в Государственной думе, что в ней состоят почти все губернаторы и многие федеральные министры, что ее членами являются тысячи депутатов всех уровней и многие сотни глав администраций населенных пунктов России – сосредоточимся на том, что политическая партия впервые в истории нашего государства пытается сформировать свой предвыборный список при участии широкой коалиции общественных организаций и трудовых коллективов, представляющих значительную часть населения страны. Общероссийский народный фронт был создан несколько неожиданно, его формирование до сих пор нельзя считать законченным, и оттого между членами ОНФ время от времени возникают споры и даже конфликты, но само по себе начинание важное и интересное. Интересное не только тем, что члены ОНФ получили шанс выдвинуть своих представителей для участия в предварительном голосовании, но скорее тем, что миллионы людей едва ли не в первый раз всерьез задумались о необходимости сделать выбор – кого сделать уполномоченным, за кого поручить голосовать во время предварительного голосования, кого, в итоге, выдвинуть кандидатом в Государственную думу?
Как ни трудно в это поверить, но многие действительно задумались о процедуре выборов впервые. Советская система, до сих пор памятная значительной части политически активного населения, на завершающем этапе своего существования предполагала минимальное участие граждан в подборе кандидатов – при довольно широком представительстве в органах местного самоуправления представителей трудовых коллективов, более высокий уровень (республиканский и общесоюзный Верховные Советы) были вотчиной партийной и государственной номенклатуры. Годы перестройки запомнились как попытка поставить на выборную основу все стороны жизни – вплоть до выборов директора предприятия, когда «знатный балагур» мог легко обойти опытного, но косноязычного управленца. Баланс между разными степенями участия граждан в общественно-политической жизни, по сути, не найден и сейчас, однако Общероссийский народный фронт и предварительное голосование интересны уже тем, что в них принимают участие люди изначально активные. Чтобы быть членом общественной организации в наше время (богатое соблазнами более легкого времяпрепровождения), нужно иметь не только обдуманные и сформулированные интересы, но и определенную силу воли. А выдвигая своего кандидата на выборы (пусть и предварительные), каждая организация и каждый коллектив берут на себя ответственность за его поведение с момента выдвижения и, возможно, до следующих выборов.
Проще всего было региональной партийной организации: как рассказывал перед началом предварительного голосования секретарь ИРО Александр Битаров, в партийную часть списка вошли все действующие депутаты Государственной думы, почти половина фракции «Единой России» в Законодательном Собрании Иркутской области, четыре мэра, несколько крупных предпринимателей, министры областного правительства, депутаты муниципальных органов законодательной власти, руководители вузов и бюджетных организаций. В этой же части списка на первых порах значились губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев, член Совета федерации Владимир Якубовский и глава Усть-Ордынского Бурятского округа Сергей Серебренников. Все трое сняли свои кандидатуры после первого же голосования, чем предвосхитили рекомендацию партийного руководства «Единой России», которое 1 августа распространило заявление: участие губернаторов и других высокопоставленных членов партии в предварительном голосовании сбивает с толку других участников и искажает итоги. Какими бы соображениями не руководствовались добровольно отказавшиеся от процедуры, в Иркутской области результаты голосования можно считать практически бесспорными.
В список, сформированный региональным отделением ОНФ, вошедшие в него на территории области 64 общественные организации и шесть крупных трудовых коллективов делегировали: семь представителей «Молодой Гвардии Единой России»; пять человек из Иркутского областного объединения организации профсоюзов; по два человека – от Иркутского областного совета женщин, Союза транспортников Иркутской области, ИРО общероссийской общественной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана», Всероссийского совета местного самоуправления, Центра поддержки и развития добровольчества «Твори добро» и так далее. Всего же в списке оказалось 97 человек, что существенно больше, чем в других регионах страны.
Первый пошел
Если бы у организаторов предварительного голосования было немного больше опыта, они бы могли сэкономить много времени и сил, как самим кандидатам, так и уполномоченным от партийных и общественных организаций. Выяснилось, например, что выслушать всех кандидатов, выступающих на одной из 12 областных площадок для голосования, хватает сил только у координатора Общероссийского народного фронта в Иркутской области Натальи Протопоповой, да, пожалуй, у технических работников, участвующих в организации голосования – остальные выборщики определяются с предпочтениями в течение буквально первого часа.
В итоге уже к середине процесса (то есть после голосования в Усть-Илимске и Братске 28 и 29 июля) стало очевидно, что лидеры определились, и чудес не будет. По крайней мере, последним трем десяткам кандидатов рассчитывать на проходные места не приходится, да и они сами явно не горят желанием продолжать борьбу – можно было бы поблагодарить за участие и отпустить, скажем, всех с рейтингом ниже 50 голосов с миром до следующих выборов. Это позволило бы сэкономить массу времени и сил всем участникам процедуры – вплоть до журналистов и политологов, комментирующих, кстати сказать, ход предварительного голосования с небывалым энтузиазмом. Уже за это «Единая Россия» и Общероссийский народный фронт могут поставить себе большой плюс: задолго до выборов предварительное голосование стало в новостях темой номер один и привлекает к предстоящим выборам большое внимание, что не может не отразиться на итоговой явке в декабре.
В Иркутской области, по счастью, не случилось и таких странных явлений, как победа кандидатов, незнакомых широкой публике – в первой десятке значатся хорошо известные люди. А безусловным лидером всего предварительного голосования оказался Сергей Тен, бизнесмен, депутат Законодательного Собрания и общественный деятель, много времени посвятивший работе в «Молодой Гвардии Единой России» и партийных дискуссионных клубах.
Разумеется, при любом голосовании всегда найдутся недовольные исходом, не обошлось без них и в этот раз. Самое большое удивление у внешних наблюдателей вызывает, конечно, тот факт, что авторитетные общественные деятели Антон Романов и Валерий Лукин занимают в рейтинге сравнительно невысокие позиции во втором десятке, а все места выше 15-го прочно заняты членами «Единой России», занимающими высокие посты в правительстве области, Законодательном Собрании и муниципальных органах власти. Тут стоит еще раз вспомнить о том, что предварительное голосование в нынешнем формате проводится впервые, и партийные активисты (для которых праймериз вовсе не новость) явно лучше сориентировались в обстановке. Члены общественных организаций, в свою очередь, видимо, до сих пор сомневаются в том, что все происходящее – всерьез. Впрочем, это как раз не новость: в Иркутской области многие общественные организации имеют право выдвигать своих кандидатов на муниципальных выборах, однако они крайне редко пользуются этим правом. И, естественно, не имеют опыта предвыборной борьбы. Даже оказавшись в непривычно комфортных, почти льготных условиях Общероссийского народного фронта, общественные организации не успели или не сумели перестроиться, потеряли шанс заявить о себе – никто не запрещал, например, вынести свои предложения и программы за пределы 12 официальных площадок, рассказать о них СМИ и всем остальным жителям области.
Вы в ответе за тех, кого выдвигаете
Результаты предварительного голосования станут известны в Иркутской области не позднее 10–11 августа, однако уже сейчас стоит посмотреть, как эти результаты можно использовать. Если отбросить имена тех участников, кто заранее заявил о нежелании уходить в Государственную думу с нынешних постов, в первой десятке наверняка останутся и только что выдвинувшиеся на лидирующие позиции политики, и действующие депутаты Государственной думы. Окончательное решение о составе списка, как ранее предупреждал Александр Битаров, будет принято на партийном съезде, который пройдет в сентябре, но у нескольких тысяч участников предварительного голосования в этом списке уже будут собственные фавориты. Таким образом, у лидеров партийного списка «Единой России» в области будут несколько тысяч добровольных агитаторов, воспринимающих их победу и как свой личный успех. Именно этого – ощущения личного участия – не хватало в последние годы многим интересующимся политикой гражданам страны.
К сожалению, ни одна другая партия не смогла организовать процедуру выдвижения своих кандидатов на выборах в Государственную думу таким образом, чтобы это затронуло широкие слои населения страны, заставило спорить, сравнивать и предлагать. На этом фоне очень важно, чтобы «Единая Россия» и Общероссийский народный фронт не забывали не только о своих интересах в предстоящем голосовании, но и об ответственности, которые они берут на себя в глазах всех избирателей страны: итоги предварительного голосования должны быть учтены независимо от всех прочих обстоятельств, которыми будет сопровождаться формирование партийного списка. И даже если в нем не найдется места для опытных политиков, считающих себя столпами Государственной думы, партия должна найти в себе силы пожертвовать частными интересами отдельных членов ради общего партийного авторитета.