03.08.2011 12:00
Рубрики
Власть
Теги
03.08.2011 12:00

Как работает главная бизнес-«справочная» страны

В России уже почти десять лет существуют Единые государственные реестры юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. О том, какие возможности дают эти информационные ресурсы тем, кто занимается бизнесом, мы беседуем с начальником Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области Олегом Фесенко.

– Олег Сергеевич, с какой целью были созданы государственные реестры?

– Государственный реестр существует с 2002 года. На том этапе рыночная экономика заработала в полную силу, и ей нужны были дополнительные механизмы, которые помогли бы систематизировать информацию о предпринимателях, достоверно планировать поступление доходов в бюджет. К этому времени образовалось громадное количество организаций, зарегистрированных органами местного самоуправления. Появилась необходимость отсеять компании, которые перестали работать, платить налоги, а существовали лишь на бумаге. Полномочными органами по ведению государственных реестров были назначены органы федеральной налоговой службы. Реестры – это мощный федеральный информационный ресурс. В них содержатся данные обо всех юридических лицах и индивидуальных предпринимателях России, кроме того, информация о выданных и отозванных лицензиях, сведения о дисквалификации руководителей.

– Внесение организации в реестр – это обязательный этап ее создания и дальнейшего функционирования?

– Законодательство предполагает, что регистрация носит заявительный характер. Но граждане и юридические лица обязаны подавать документы в установленные сроки в связи с уже свершившимися юридическими фактами, они же несут ответственность за достоверность представленных данных, а государство берет на себя функцию ограниченной проверки сведений и внесения их в государственный реестр. Документы рассматриваются в течение пяти рабочих дней. Убедившись в их достоверности, налоговый орган осуществляет государственную регистрацию и вносит в реестр запись, о чем выдает свидетельство и выписку из госреестра.

Госреестр, как ресурс, существует в двух частях. Первая – это бумажные документы (заявления, уставы, решения собственников и т.д.), они формируют регистрационное дело и имеют приоритетное значение, к примеру, для подтверждения права собственности на долю в уставном капитале организации, в случае корпоративных споров. Вторая часть госреестра – это электронный носитель, то есть те сведения, которые являются отображением бумажных документов и формируют так называемую выписку из реестра.

– Как обновляется информация в период деятельности предприятия?

– Закон предусматривает внесение изменений и дополнений, как самими заявителями, так и регистрирующим органом. Заявители обязаны, например, вносить изменения о смене руководителя организации, юридического адреса, о начале ликвидации или реорганизации. В этих случаях установлены ограниченные сроки для подачи сведений, как правило, три рабочих дня. Благодаря взаимодействию с другими ведомствами мы отслеживаем соблюдение сроков внесения изменений, извещаем заявителей. Если в установленные сроки эти данные не будут поданы, нарушителю грозит административный штраф.

Законодательство стремится к тому, чтобы те изменения, которые можно внести без участия граждан и организаций, госорганы выполняли самостоятельно. Так, сведения об изменениях паспортных данных директора, учредителя организации, предпринимателя с июля этого года мы вносим в реестр самостоятельно, получая информацию от органов федеральной миграционной службы.

– Насколько велика база реестра инспекции?

– Архивные документы составляют значительный объем – более 100 тысяч регистрационных дел юридических лиц и предпринимателей.

– Как может быть полезен этот ресурс налогоплательщикам?

– Одним из видов государственных услуг, оказываемых инспекцией, является предоставление заинтересованным лицам сведений из реестра. К нам обращаются в основном представители бизнеса для подтверждения своего статуса либо полномочий контрагентов, партнеров, поскольку в выписке содержится практически вся «история» их деятельности. Кстати, тенденция к увеличению запрашиваемых сведений коммерческими организациями является определенным индикатором деловой активности в регионе.

Граждане при трудоустройстве на государственную или муниципальную службу запрашивают сведения о себе для подтверждения, что они не являются индивидуальными предпринимателями или учредителями организаций. Также к нам часто обращаются органы государственной и муниципальной власти, правоохранительные и судебные органы.

Модернизация – трудоемкая работа

– Сегодня многие ведомства в отношениях с другими структурами и заявителями все активнее используют электронные технологии, интернет. А как с этим обстоят дела в регистрирующих органах?

– Большая часть нашей работы заключается в создании пакета документов для хранения и подготовке их копий. Полностью от использования бумажных носителей отказаться нельзя, но сегодня при наших объемах мы успешно применяем технологии, позволяющие создавать и электронный образ документов. С 1 апреля этого года мы начали эксплуатацию электронного архива пока только в отношении индивидуальных предпринимателей. В будущем мы планируем перейти на такую систему обработки и документов юридических лиц, но для этого нужно расширять нашу техническую базу. К тому же, это трудоемкий процесс: каждый бумажный документ, поступающий в инспекцию, снабжается двухмерным штрих-кодом, затем документ сканируется и заносится в электронный архив.

Применение электронных документов позволит более оперативно взаимодействовать с другими налоговыми органами и государственными органами власти, в короткий срок предоставлять копии любых документов заявителям.

– А если дать заявителю возможность представлять документы на регистрацию сразу в электронном виде?

– В перспективе и это возможно. Сейчас уже больше половины налогоплательщиков представляют отчетность прямо из офиса – в электронном виде через интернет. Надеемся, что вскоре такая возможность представится и при государственной регистрации. Сложность заключается в том, что сейчас на государственную регистрацию представляются документы с нотариально удостоверенной подписью заявителя.

В Москве в этом году проводится эксперимент по электронной регистрации индивидуальных предпринимателей. Гражданин получает электронно-цифровую подпись (ЭЦП), обращается к нотариусу, который также имеет ЭЦП, тот проверяет документы, заверяет подпись и направляет пакет в регистрирующий орган. После проведения регистрации соответствующие свидетельства также можно получить в электронном виде.

Управление ФНС России по Иркутской области при поддержке нотариальной палаты региона в ближайшее время планирует на базе нашей инспекции внедрить подобный «пилотный» проект.

– Какие услуги инспекция уже предоставляет с использованием интернет-технологий?

– С этого года можно запросить в электронном виде выписку из госреестра. Организации и предприниматели, сдающие отчетность через интернет, имеют сертификат соответствующей ЭЦП и могут бесплатно на сайте www.nalog.ru в режиме online сделать запрос и получить электронную выписку о себе. Также можно сформировать электронный запрос для получения выписки на бумажном носителе. В этом случае заявитель приходит к нам только один раз, чтобы забрать выписку. Такую форму взаимодействия с заявителями мы применяем с марта 2011 года.

Фирмы-однодневки: показательная статистика 

– Вы сказали, что регистрирующие органы имеют ограниченные полномочия при проверке документов, как тогда удается соблюдать достоверность данных реестра?

– Я повторю, что достоверность предоставляемых при регистрации сведений подтверждает и, соответственно, несет за них ответственность сам заявитель. Это принципиальный момент заявительного характера регистрации.

Мы можем отказать в государственной регистрации только по определенным законом основаниям. Если, например, в заявление закралась техническая ошибка, то мы обязаны руководствоваться данными заявления и произвести регистрацию с этой ошибкой, несмотря на неблагоприятные последствия, прежде всего для самого заявителя, а затем предлагаем ему внести изменения.

Опыт зарубежных стран показывает: везде разный подход к регистрации. Где-то установлен разрешительный порядок, он предполагает тщательную проверку всех сведений, которые подает заявитель при создании юридического лица, на это отведен больший срок, больше полномочий и для отказа в регистрации в случае несоответствия данных. Ряд стран, наоборот, максимально упрощают процедуру регистрации, однако предусматривают жесткие санкции при выявлении недостоверных сведений. Российская система регистрации достаточно либеральна, и, на мой взгляд, в заявительном порядке больше плюсов, как для бизнеса, так и для государства. Вместе с этим, по мнению многих экспертов, у нас установлена не совсем адекватная ответственность за предоставление заведомо ложных сведений. Решать ее, на мой взгляд, нужно путем внесения поправок в законодательство.

– Какая ответственность предусмотрена за подачу заведомо ложных сведений?

– Фактически работает только административная ответственность: штраф пять тысяч рублей, либо дисквалификация на срок от года до трех лет – для руководителя организации. По подобным правонарушениям за первое полугодие этого года составлено 20 административных протоколов. Как правило, это предоставление заведомо ложных сведений либо об адресе юридического лица, либо о волеизъявлении лица быть учредителем или директором.

– Речь идет о фиктивных организациях, фирмах-однодневках?

– Не только о них. Проблематика фиктивной регистрации возникла не сегодня. За достоверность сведений отвечает заявитель, но ответственность минимальная – при низкой степени самосознания отдельных граждан это приводит к злоупотреблениям. К примеру, так называемые фирмы-однодневки могут создаваться для участия в госзаказах, оформлении кредитов. В отдельную категорию я бы выделил попытки незаконными способами завладеть чужим имуществом (рейдерство), а также использование подставных лиц и адресов для уклонения от исполнения обязательств перед бюджетом, кредиторами.

Думаю, вы видели в интернете или на улицах объявления: «Быстрая ликвидация фирмы, банкротство, решение проблем с налогами». Эти «рекламодатели» предлагают решение подобных проблем примерно одним и тем же способом. Ищут человека, который за вознаграждение готов стать учредителем, руководителем фирмы, оформляют на его имя документы у нотариуса, а затем подают на госрегистрацию. Часто в качестве жертв выступают асоциальные граждане, лица, имеющие уголовное прошлое, наркоманы, малообеспеченные люди, студенты. Да, формально каждый из них имеет право реализовать свои предпринимательские способности, быть учредителем организации. Но беседа с такими новоявленными «учредителями» и «генеральными директорами» показывает, что реального желания и возможности участвовать в бизнесе у них не было и нет, они подписали документы за разовое вознаграждение. И о том, какие последствия их ждут, не задумывались. А ведь все проблемы организации – неуплата налогов, долги – автоматически становятся их проблемами. Особенно обидно за студентов, ведь теперь они будут в поле зрения правоохранительных органов, и создание настоящей фирмы или работа в госорганах для них уже недоступны.

– Есть какая-то статистика, сколько фирм-однодневок существует сегодня?

– Оценить этот показатель довольно сложно. Мы можем говорить о ситуации, когда нам удалось пресечь попытки регистрации или перевода фирм на подставных лиц. За полтора года мы выявили и предотвратили создание более 200 подобных юридических лиц, то есть обнаруживали такой факт практически раз в два дня. Тут уже речь идет не об единичных случаях.

– А как удается распознавать недостоверные сведения? Есть какой-то алгоритм действий, признаки, по которым можно выявить фиктивные фирмы, ведь не только же на интуицию вы опираетесь?

– Некоторые нюансы нашей работы лучше не раскрывать. Конечно, интуиция здесь тоже играет роль. У нас работают опытные специалисты, они знают, на что нужно обратить внимание. При получении документов мы проводим анализ тех сведений, которые в них содержатся. Используем наши собственные информационные ресурсы, прибегаем и к помощи правоохранительных органов. Если в 5-дневный срок удается установить, что документы содержат недостоверные сведения, принимается решение об отказе в госрегистрации. Информация об этом заносится в федеральный информационный ресурс. И любой регистрирующий орган в России будет знать, что, допустим, гражданин Иванов с такими-то паспортными данными делал попытку регистрации фиктивного юридического лица. Кроме того, мы ведем статистику фирм, которые оказывают подобные услуги.

Доверяй, но проверяй

– Все-таки существующих механизмов по борьбе с создателями таких фирм не хватает?

– Работа по выявлению фиктивных организаций, заведомо ложных сведений в регистрационных документах – очень тонкая. Прямо в законе не прописано, что регистрирующий орган имеет право проверять какие-то документы, кроме самого заявления, или опрашивать заявителей. С другой стороны, мы отвечаем за актуальность государственного реестра. И претензии к нам со стороны рядового гражданина, по адресу которого без его желания зарегистрирована фирма, в конечном счете, наверное, будут обоснованы. Мы не можем превышать полномочий, определенных законом, но, согласитесь, было бы неразумно производить регистрацию, невзирая на существующие проблемы, и не используя хоть небольшие, но имеющиеся рычаги для их решения. По этому пути мы и пытаемся продвигаться, нарабатывая судебную практику.

Конечно, законодательство постепенно меняется в сторону либерализации, но, с другой стороны, некоторые процедуры, к примеру, продажа долей в фирмах, наоборот, усложняются, вводится обязательное участие нотариуса, что уже сокращает риск рейдерского захвата. В 2010 году внесены поправки и в Уголовный кодекс, введено наказание за предоставление в регистрирующий орган заведомо ложных сведений, правда, с оговоркой «с целью завладения чужим имуществом». Поэтому важной здесь является оценка фактов следственными органами, к примеру, будут ли попадать под эту статью действия по внесению сведений в реестр о подставном директоре, участнике общества.

– Как, используя ваши ресурсы, добросовестные предприниматели могут обезопасить свой бизнес?

– Такая возможность есть при запросе выписки о потенциальном бизнес-партнере. Узнайте: не находится ли его фирма в состоянии ликвидации, банкротства, не дисквалифицировано ли должностное лицо, не наложен ли арест на имущество? Кроме того, на сайте www.nalog.ru есть разделы, позволяющие узнать: не является ли адрес местонахождения контрагента местом массовой регистрации? Там же можно получить сведения об организациях, на которые предоставлены документы для государственной регистрации. Если бизнесмен чувствует, что его фирме что-то угрожает, к примеру, он находится в конфликте с партнерами, предполагает, что компанию хотят поглотить, то, воспользовавшись этим сервисом, он может узнать: не поданы ли по его фирме, втайне от владельца, какие-то документы на регистрацию. Это поможет предотвратить рейдерский захват.

В инспекции также есть такой ресурс, как сторожевой список. По заявлению учредителя, директора, а также собственника недвижимости мы можем внести объект его собственности в этот список и при получении заявления на регистрацию связаться, чтобы подтвердить действительность принятия каких-то решений учредителями, подпись и другие сведения. Также учредитель может попросить не производить никаких регистрационных действий без его личного присутствия.

Отрадно отметить, что за последние два года юридическая грамотность налогоплательщиков по вопросам регистрации возросла. Об этом свидетельствует и практика общения с заявителями, и сокращение числа отказов в регистрации: если на первом этапе работы у нас было около 16% отказов, то на сегодня около восьми.