Наши университеты
Не секрет, что высшее и среднее специальное образование в России не вполне соответствует потребностям рынка труда: столь необходимые для модернизации экономики инженеры попали в разряд «вымирающих», а юристов и экономистов оказалось в избытке. Кроме этого в молодежной среде популярным становится отказ от получения вузовского диплома – чтобы не считать пять лет жизни потраченными впустую, ведь работать по той специальности, которая записана в дипломе, удается в итоге единицам.
Социолог, преподаватель ИГУ Сергей Шмидт считает, что в обществе в корне меняется отношение к профобразованию:
– Для того чтобы описать специфику ситуации, в которую попало современное профессиональное образование, имеет смысл выделить три ключевых момента. Первый – высшее образование перестало быть элитным, став, по сути, массовым. Нормативная установка, что человек без вузовского диплома – это никто, и его зовут никак, получила в обществе очень широкое распространение. В одной из своих публикаций я уже писал, что если раньше высшее образование было выбором индивида, то теперь это в первую очередь исполнение социальных норм, что вовсе не обязывает выпускника идти работать по профессии, указанной в дипломе. Второй момент – коммерциализация образования: во всех городах есть вузы, которые предлагают образовательные услуги по цене, соответствующей возможностям среднего кошелька. Это при наличии вышеобозначенной общественной установки, естественно, упрощает путь к получению диплома. И, самое главное, – депрофессионализация: разрушение какой-либо органической связи между полученным образованием и дальнейшей профессиональной траекторией выпускника. И, в общем-то, это совершено нормальное явление, это не трагедия, это не следует считать каким-то провалом, просто нужно отходить от старых стереотипов: при определенной социализации человеку с вузовским образованием и дипломом в любом случае проще встроиться в современный мир.
Своим мнением по поводу специфики современного образования я поинтересовалась у представителя довольно редкой профессии – светооператора Андрея Водолеева.
– Я думаю, что высшее образование составляет максимум 30% залога карьерного успеха. Если рассмотреть вопрос на примере нашего города, то, по моему, троечники гораздо чаще устраиваются на высокооплачиваемую работу, нежели отличники с красными дипломами. И дело отнюдь не в их количественной разнице. Отличники – люди, годами прозябающие за книжками и учебой. Они выходят из вузов социально не адаптированными, и далеко не каждый умеет применять полученные в вузе знания на практике. Троечники быстрее находят общий язык с сослуживцами и коллегами и, соответственно, быстрее усваивают практические навыки. Плюс ко всему этому, троечник имеет более адекватную самооценку, он не ждет, что им все будут восхищаться, и рассчитывает, в основном, на собственные силы.
В настоящее время Андрей, работая светооператором в одном из иркутских клубов, параллельно учится на психолога и пока что не проводит знак равенства между получаемым образованием и будущей карьерой:
– Да как минимум 50% населения нашей страны получают ненужное им образование. По сути, они занимаются садомазохизмом: ходят, заставляют себя слушать то, что для них не актуально. Стоит ли нервничать и убивать свое здоровье и нервы на сессиях? Я пошел учиться в вуз, потому что мне интересно это направление – психология. Ведь в итоге можно применять эти знания в любой области: жизнь очень динамична, надо быть гибким и быстро адаптироваться к новым условиям и тенденциям, лишь это будет залогом вашей успешности. То, что сейчас актуально, не факт, что будет также востребовано через пять лет.
Считается, что в депрофессионализации и обесценивании высшего образования виновата эпоха. Сегодня далеко не каждого работодателя интересует наличие и цвет диплома о высшем образовании у перспективного сотрудника.
– Не так давно мы проводили исследование – разговаривали с работодателями, кадровиками, HR-менеджерами и работниками кадровых агентств. Почти все они в один голос говорили о том, что сегодня работодателей мало интересует наличие профильного образования, куда выше ценится опыт работы. Диплом рассматривается только как свидетельство того, что человек может чему-то научиться. К требуемым или ожидаемым личным качествам относят обучаемость, коммуникабельность, умеренную креативность, исполнительность. И все это априори более ценно, чем профессиональное образование, которое может быть дано в традиционном лекционно-семинарском формате. Медик, конечно, не может работать без медицинского образования, а маркетологом можно стать, побывав «в шкуре» маркетолога. Многие говорят, что современные модные профессии высосаны из пальца, что жили мы раньше без мерчендайзеров, пиарщиков, дизайнеров – и ничего. Но мне кажется, что если эти профессии существуют, значит, они нужны. Тем более что в большинстве своем новыми эти профессии являются только для России. И все эти псевдо новые профессии не очень логично смотрятся, например, в формате классического вуза, – считает Сергей Шмидт.
Основы классического образования в том виде, в котором оно существует по сею пору, были заложены в Германии в Гумбольдтском университете и уже не отвечают требованиям нашего времени.
– Классическая модель предполагала, что ученые готовят ученых. И сейчас, формально представляя собой наследников этой традиции, университеты все еще делают вид, что ученые готовят ученых. Но ученых-то из каждого курса получается в лучшем случае человек пять, и четверо из них – парни, которые «косят» от армии. И потому, кстати, я сторонник критикуемой многими моими коллегами болонской системы: начальное высшее образование должно занимать четыре года, а потом человек выходит на рынок труда и может делать там все, что хочет. Единственное исключение: он не может преподавать. Если он хочет стать ученым, то идет в магистратуру и учится два года по той самой гумбольдтовской модели: ученые воспитывают ученых. То есть вместе с «болонизацией» мы имеем шанс привести наше образование в соответствие с реальным рынком труда. Не секрет же, что многие выпускники еще со студенческих времен работают не по профессии и последний пятый год буквально мучатся, когда надо писать диплом, который им не интересен. Так не лучше ли их избавить от этой обузы? Вузы могут давать общее высшее образование, не концентрируясь на профессиональных особенностях. Система «бакалавр – магистр» ставит все на свои места.
Подводя итог разговору о высшем профессиональном образовании сегодня, Сергей Шмидт резюмирует:
– Интересно, что взрослые люди, как правило, не переучиваются. У них еще живет вера в то, что высшее образование – одно и на всю жизнь. Но высшее образование имеет срок годности. Система профобразования не успевает за обновлениями многих профессий. Высшее образование оказывается в ситуации, именуемой опережающим устареванием: пока студенты-программисты изучают один язык программирования, к окончанию университета появляется уже пять новых. Поэтому, мне кажется, что будущее – за профессиональным микрообразованием: двухнедельными тренингами и курсами повышения квалификации, во время которых люди как раз будут получать новые знания по профессии. Так есть ли смысл тратить время и силы на высшее образование в его классическом формате? Безусловно, это изнутри подрывает старую модель университета, которая ориентирована на получение «вечных знаний».
справка
По данным Службы занятости населения Иркутской области, на сегодняшний день в регионе зарегистрировано 26018 безработных. В областном центре 4667 молодых людей в возрасте от 14 до 29 лет желают трудоустроиться. Острый дефицит сотрудников ощущается в строительной сфере – это каменщики, бетонщики, сварщики, маляры. Также не хватает специалистов на небольших предприятиях по деревообработке и изготовлению столярной продукции. Среди соискателей наиболее часто встречаются представители таких профессий, как бухгалтер, менеджер, экономист, юрисконсульт.