10.08.2011 12:00
Рубрики
Здоровье
Теги
10.08.2011 12:00

Бизнес на меду

Каждый год в Иркутской области производится около 300 тонн меда. Сегодня самой сладкой из сельхозпрофессий занимаются в основном частники, которые держат в хозяйстве 10–30 ульев. Масштабное производство требует и больше сил. И трудностей у него тоже немало: нужно найти подходящее поле, разместить пчел на зиму. Чтобы узнать, как сегодня работают пчеловоды, мы вместе в представителями минсельхоза отправились в Осинский район на пасеку к одному из фермеров-пчеловодов Приангарья.

Фермерская семья Неудачиных из Иркутского района – потомственные пчеловоды. Сергей Владимирович – профессиональный пчелиный зоотехник, Тамара Михайловна – пасечник уже в котором поколении. Свою пасеку Неудачины начинали почти 30 лет назад, тогда в хозяйстве было всего около десяти пчелосемей, сами работали на производстве, пчелами занимались в свободное время, мед готовили только для себя. Со временем увлечение стало основной работой, хозяйство увеличилось до 150 ульев, а на пасеке теперь помогают дети.

Сегодня одна из трудностей пчеловодов – кормовая база, нужны чистые луга, вдали от производств и городов, при этом в среднем на одну пчелиную семью необходимо около полгектара поля.

– Мы сами живем в деревне под Иркутском, но там наши пчелы только зимуют. С нашей пасекой все 30 лет мы кочуем, – рассказывает Сергей Неудачин. – Поначалу выбирали поля в Иркутском районе, тогда их хватало всем пчеловодам, а последние 13 лет выезжаем в Осинский район, каждый год перевозим улья с одного поля на другое.

В качестве кормовой базы местные фермеры выбирают донник, фацелию, разнотравье. Кстати, поля фермеры арендуют редко, а обычно договариваются с другими сельхозпроизводителями, которые содержат поля для заготовки сена. Условия вполне взаимовыгодные: одни получают кормовую базу и мед, а другие опыление и семена.

– Лучший мед получается от донника, – уверен фермер. – Это лекарственное растение, и мед от него лечебный. Мы считаем этот мед элитным. Кроме того, донник ценен тем, что дает стабильный урожай. Единственное условие для него: чтобы хватило влаги, и стояла жара.

С теми, кто считает, что Сибирь – не подходящий регион для производства меда, Неудачины не согласны. Местные пасеки (в Приангарье распространена среднерусская порода пчел) дают от 20 до 50 кг товарного меда от пчелосемьи. И сама пчелиная семья съедает в год около 100 кг продукта, рассказывают пасечники.

Первая качка меда в этом сезоне уже прошла. Но ради приезда журналистов жильцов одного из ульев решено было потревожить внепланово. Внутри улья – несколько рамок с сотами, пчеловоды работают в паре – один окуривает улей дымом, как бы предупреждая о своем вторжении, второй вынимает рамки. Соты распечатывают, срезая с них вкусный и ароматный воск. Распечатанные рамки помещают в медогонку, своеобразную центрифугу, которая вращается вручную. Мед вытекает из сот в медогонку, затем его фильтруют от остатков воска и разливают.  

Как у бывалых производителей сбыт сладкой продукции у Неудачиных давно отлажен. Какая-то часть меда продается на дому, но большую часть фермеры реализуют на ярмарках и выставках, которые организует местная администрация и министерство сельского хозяйства области. Производители уверены, что качественный местный мед не может стоить меньше 400 рублей за килограмм. Хотя и высокая цена продукта не является гарантией его качества. Сегодня существует множество способов подделать или разбавить мед. «Умельцы» добавляют в мед сахар, патоку, даже муку и крахмал, есть различные ароматизаторы и красители, которыми можно придать меду любой вкус и цвет. Даже наличие сертификата не спасает, документ можно получить на одну партию меда легально, но под этой маркой не только качественный продукт.

Сегодня в планах у фермеров организовать пчеловодческую базу, построить более вместительный зимовник. Для этих целей власти Иркутского района уже выделили хозяйству участок земли между Уриком и Усть-Кудой. А в перспективе пчеловоды планируют перестать вести кочевую жизнь и возделывать, наконец, собственные поля донника и фацелии.

Пчеловодством в Приангарье занимались всегда, говорит представитель министерства сельского хозяйства области Павел Соболев. Самая масштабная работа на пасеках была в 1990-е годы, тогда в разных хозяйствах региона содержалось более 22 тыс. пчелосемей. По данным на начало этого года, в области насчитывается около 17,5 тыс. пчелосемей. Всего в прошлом году было произведено 286 тонн товарного меда. Сегодня медовая отрасль развивается в основном в личных подсобных хозяйствах, отмечает Павел Соболев, там содержится более 14,7 тыс. пчелосемей. На фермерских подворьях живет около 1,2 тыс. пчелосемей, в сельхозпредприятих – 1,6 тыс.

В региональную программу по развитию сельского хозяйства включены в том числе мероприятия по поддержке пчеловодства, закупу племенных пчел. Могут пчеловоды рассчитывать и на бюджетное софинансирование инвестиционных проектов. Однако пока за государственной помощью пасечники обращаются не очень активно. Как рассказал Павел Соболев, из почти 300 заявленных инвестиционных проектов в АПК Приангарья только четыре касаются развития пчеловодства. Общая сумма инвестиций по ним – 18,5 млн рублей, в том числе 11,3 млн планируется освоить в этом году. Как пояснил Павел Соболев, по этим проектам бюджет компенсирует фермерам покупку племенных пчел, техники, оборудования для фасовки и переработки меда.