Двенадцать «квадратов» преткновения
Ситуацию, в которой сегодня оказалась многодетная семья иркутянина Бориса Брызгалова, иначе как тупиковой, не назовешь. Вот уже два года он судится с Иркутским региональным отделением общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» из-за комнаты в 12 квадратных метров. Стороны никак не могут прийти к согласию – имеет ли право семья Брызгаловых на крохотный закуток в густонаселенной коммуналке?
Иметь и не иметь
Семья Брызгаловых, в которой растут трое детей, проживает в коммунальной квартире № 19 в доме по адресу: Култукская, 9б. Однако квартирой, по современным меркам, назвать их жилье можно с большой натяжкой – 18 квадратных метров на пятерых. Есть, правда, у них возможность жить чуть просторнее, но только на незаконных основаниях.
Комнату в коммуналке, бывшем общежитии фабрики «Узоры», Борис получил в 2001 году, когда устроился работать водителем. До этого времени семья с двумя детьми жила у родителей. Руководство фабрики пообещало работнику комнату в общежитии и слово свое сдержало. Однако в 2002 году Борис с фабрики уволился, так как начались перебои с выплатой заработной платы. А в 2003 году дом на Култукской, на основании решения Федерального Арбитражного суда города Иркутска, был передан в собственность областной организации «Всероссийское общество инвалидов».
В 2009 году у Брызгаловых родился третий ребенок, дочь Полина. К тому времени в их маленьком жилище некуда было поставить даже детскую кроватку.
Но тут неожиданно освободилась соседняя комната и, уезжая из общежития, бывшая ее хозяйка отдала Борису ключ. Было это 19 августа, а уже на следующий же день семье принесли бумагу, из которой следовало, что им надлежит выселиться из незаконно занимаемого помещения. Спустя еще четыре дня в Куйбышевском суде уже лежало заявление с требованием выселить Брызгаловых из захваченной ими комнаты.
– Я и не думал, что вот так быстро все закрутится. По-хорошему, кто как не мы, многодетные, могли на освободившуюся жилплощадь претендовать?
Глава семьи написал в общество инвалидов заявление с просьбой оставить за ним освободившиеся 12 «квадратов», но президиум положительного решения не вынес. Столкнувшись с принципиальностью собственников, Брызгаловы, несмотря на запрет, все-таки внесли в соседнюю комнату детскую кроватку. Самовольное расширение не осталось безнаказанным – суд, состоявшийся 30 сентября 2010 года, вынес решение – «в удовлетворении исковых требований о признании права пользования жилым помещением отказать».
Однако семья не согласна с вынесенным решением и во всех инстанциях добивается восстановления своих, как она считает, прав. После решения суда к изучению ситуации подключился уполномоченный по правам человека Иван Зелент.
Дело о выселении
Чтобы своими глазами увидеть причину двухлетней тяжбы, мы побывали в жилье, ставшем камнем преткновения. Крохотная прихожая, сплошь заставленная мебелью. Интерьер более чем скромный. Однако есть в доме современная стиральная машина и на радость детям – новые телевизор и компьютер. В большой комнате, которую глава семьи разделил перегородкой на две крохотные клетушки, идет ремонт.
– Детям нужно свое, пусть небольшое, но отдельное пространство, – поясняет Борис.
Спорное жилье в 12 квадратов – узенький пенал, в который втиснуты диван и детская кроватка. И об эти метры сломано столько бумажных копий?
Как выяснилось, конфликт Брызгаловых и общества инвалидов имеет давние корни. Еще в 2002 году общество создало коммерческую организацию «Котерия» и по договору безвозмездного пользования передала этой коммерческой организации дом на Култукской, 9б, наделив ее полномочиями брать плату за найм и коммунальные услуги.
– ООО «Котерия» сообщило нам и еще нескольким семьям об имеющихся у нас задолженностях за коммунальные платежи. Начались выселения жильцов. Мне, например, насчитали долги сначала в сумме 85 тысяч рублей. Потом снизили эту цифру до 50 тысяч.
В 2006 году Куйбышевский районный суд рассматривал дело о выселении семьи Брызгаловых за коммунальную задолженность. Ответчики, предоставив квитанции об оплате, сумели доказать свою правоту. В июне 2007 года Иркутское общество инвалидов проиграло повторный суд. Исковые требования Брызгаловых о признании права пользования комнатой в 18 квадратных метров суд удовлетворил.
Понятно, что после таких событий найти общий язык с собственниками коммуналки оказалось просто невозможно.
– Моему примеру последовали другие жильцы дома и подали в суд иски для подтверждения своих прав собственности. Думаю, именно это обстоятельство стало причиной отказа общества инвалидов дать мне комнату на расширение, – резюмирует Борис.
Жена Бориса, Светлана, устала жить «на вулкане».
– Я имею право на материнский капитал. Мы могли бы выкупить эту несчастную комнату. Многим в нашем доме организация инвалидов продавала жилье по смешным ценам. Почему в случае с нами везде отказы?
Соседка Брызгаловых Нина Бибик супругов жалеет:
– То, что Боря вовремя не написал заявление о том, чтобы комнату ему выделили, формальная причина отказа. Тут бы подойти с пониманием, речь все-таки о многодетных идет…
Про детей забыли
«Многодетные» – слово ключевое в этой ситуации. На государственном уровне провозглашено, что многодетные семьи – это главный ресурс демографии. В стране реализуется программа по стимулированию рождаемости и по поддержке многодетных семей. Им предоставляются льготы на оплату коммунальных услуг, бесплатный проезд на внутригородском транспорте, первоочередное выделение садово-огородных участков, дотации, беспроцентные ссуды на приобретение строительных материалов для возведения жилья.
Это перечень основных льгот, предусмотренных для многодетных семей на федеральном уровне, однако и местные органы власти устанавливают дополнительные льготы для данной категории граждан. Так, в регионе в 2009 году был принят закон об оплате многодетными семьями за жилье и коммунальные услуги не более 15% совокупного дохода семьи вместо 22%, как было ранее. Один из последних документов, принятых областным ЗС, узаконил льготы на оплату многодетными семьями налога на транспорт. Обсуждается вопрос о бесплатном предоставлении земли под индивидуальное жилищное строительство.
Но когда зашла речь о конкретно взятой семье, все организации и службы, причастные к этой истории, на детей Брызгаловых просто не обратили внимание.
Руководитель регионального отделения ВОИ Константин Шумков с удивлением узнал от нас, что семья, с которой вот уже много лет судится его организация, оказывается, многодетная. Хотя именно этот факт глава семьи подробно излагал во всех исковых документах.
– Удастся ли многодетным Брызгаловым решить жилищную проблему? – напрямик спросили мы Константина Михайловича.
– Отцу необходимо обраться в президиум региональной общественной организации ВОИ с соответствующим заявлением. Если будут свободные помещения, мы предоставим семье отдельную комнату, пусть даже в другом блоке общежития. Пока семья с предложением потратить материнский капитал на покупку указанной комнаты не обращалась.
Многолетняя судебная эпопея отнимает у семьи много сил, нервов и средств. Чтобы ходить по различным инстанциям, отстаивая свои права, глава семьи вынужден был уволиться с работы и перебивается случайными заработками. За годы тяжб из-за 12 спорных «квадратов» исписаны горы бумаг, прошли многочисленные судебные заседания, потрачены тысячи рублей государственных и личных средств. Хэппи-энда в этой ситуации, похоже, не предвидится. В квартире № 19 по улице Култукской, 9б, ждут судебных приставов…