19.08.2011 12:00
Рубрики
Власть
Теги
19.08.2011 12:00

Наталья Протопопова: Спросите людей, кто представляет и защищает их интересы в Госдуме? Многие не ответят…

С 21 июля по 10 августа в Иркутской области на двенадцати площадках проходило предварительное народное голосование, по итогам которого определились наиболее достойные потенциальные представители в Государственную думу РФ шестого созыва. О том, как в Приангарье формировался Общероссийский народный фронт и как проходил праймериз, мы попросили рассказать руководителя общественной приемной Владимира Путина, депутата Законодательного Собрания Иркутской области и координатора Регионального координационного совета ОНФ Наталью Протопопову:

– В мае этого года руководитель партии «Единая Россия» Владимир Путин высказал новую для России идею – формирование движения, которое объединило бы все общественные организации, поддерживающие планы и программу партии «Единая Россия». Это было серьезное предложение, которое вызвало широкий резонанс. По сути, организация ОНФ была первым шагом по формированию новой политической системы, новой стратегии развития России. Понятно, что для ее реализации нужны деятельные, инициативные люди. Поэтому объединение партии «Единая Россия» с общественными организациями, на мой взгляд, совершенно разумный  и очень своевременный шаг. Ведь не секрет, что в наших общественных организациях большое количество умных, талантливых, работоспособных людей. Я считаю, что они не были в полной мере услышаны: от них мало поступало предложений, или, может быть, мы не достаточно настойчиво приглашали их к сотрудничеству. Создание ОНФ призвано исправить такую ситуацию.

Наталья Владимировна, сколько общественных организаций в Иркутской области присоединились к народному фронту?

– Сегодня к ОНФ в регионе присоединилась 71 общественная организация. Всего в Приангарье их насчитывается более трех тысяч. Все участники хорошо понимали, что присоединение к общественному фронту – не мероприятие для галочки. Нам предстояла и предстоит конкретная и очень большая работа. Проведение предварительного народного голосования – лишь первый этап. И надо отметить, что с проведением праймериз общественники отлично справились. К ОНФ сегодня присоединились все крупные отраслевые профсоюзы – это более четырех тысяч человек. Из других многочисленных организаций – Союз машиностроителей, Союз транспортников, «Опора России», которые объединяют представителей малого и среднего бизнеса, «Педагогическая лига». К народному фронту присоединились охотники и рыболовы, в рядах этой организации состоит более 40 тысяч человек из самых разных слоев населения. Здравоохранение в рядах ОНФ представляет общественная организация «Защита прав пациента». Очень большое количество организаций инвалидов также изъявили желание присоединиться к народному фронту. Активно работают ветераны Афганистана. И уже после того как к народному фронту стали активно присоединяться общественные организации, к нам стали обращаться и коллективы предприятий, которые вскоре также пополнили ряды фронта. Это областная клиническая больница, областной онкодиспансер, корпорация «Иркут», ВСЖД, «Иркутскэнерго» и многие другие.

Из руководителей самых крупных и авторитетных организаций в начале июня мы сформировали региональный координационный совет. Сейчас в него входят 22 человека.

Могут ли присоединиться к народному фронту обычные жители Иркутской области?

– Могут. И мы это только приветствуем. Сегодня к ОНФ уже присоединился 91 человек. В основном это студенты и предприниматели. Они на общих правах с другими  могут принимать участие в обсуждении и формировании различных программ. Очень важно, что с появлением ОНФ у широкой части населения появляется возможность почувствовать свою значимость. Они понимают, что начинают участвовать в решении государственных задач. И одной из таких государственных задач было проведение предварительного народного голосования.

Надо сказать, что политический праймериз проводился и раньше, но без привлечения общественности. По действующим правилам, 22 организации, руководители которых вошли в региональный координационный совет, должны были сформировать список из 2400 уполномоченных выборщиков. При этом необходимо было соблюсти главное условие – в праймериз принимают участие 50% уполномоченных – членов партии «Единая Россия» и 50% уполномоченных – представителей общественных организаций. В среднем в каждой из двенадцати площадок должны были участвовать по 400 человек. И это очень широкий территориальный разброс. Например, саянская площадка охватывала Зиминский, Нукутский, Аларский, Заларинский, Балаганский районы. Площадки были проведены в Усть–Илимске, Братске, Черемхово, Усть-Ордынском автономном округе, Тайшете, Саянске, пять площадок прошли в Иркутске. Я думаю, что масштаб проведенной работы сложно переоценить. Особенно, если учитывать, что времени на подготовку праймериз было очень мало, и это было время отпусков.

В региональный список кандидатов в депутаты Госдумы РФ в итоге вошли 93 человека. Чем он отличается от списков других регионов?

– Изначально в списке было 97 человек. Но у кандидатов есть право выйти из списка, и у нас тоже были заявления о добровольном выходе. Таким образом, в списке остались 93 человека. По другим регионам картина разная. В Москве, например, в праймериз участвовали 70 человек. В Новосибирске – 100, в Томске – 35. В список могли войти все, кто этого хотел. Мы никому не отказывали. Мы также хорошо понимаем, что у большого представительства есть серьезное преимущество. По сути, это наш кадровый резерв.

С программными заявлениями, своими презентациями с трибуны могли выступать тоже все желающие?

– Согласно положению о проведении праймериз слово предоставлялось всем желающим. По регламенту выступление должно было длиться четыре минуты, и две минуты отводилось ответам на вопросы. Кроме того, каждый из кандидатов имел право предоставить информационный материал – видеоролики, листовки. В среднем на каждой площадке было по двадцать выступающих.

А если бы каждый из 93 кандидатов захотел выступить?

– Тогда мы бы просто продлили праймериз. На самом деле мы даже не могли предположить, сколько будет выступающих. О своем желании выйти на трибуну они заявляли за полчаса до начала слушаний. Иногда список выступающих корректировался буквально на ходу. Во время подготовки к праймериз мы думали, что выступающих все-таки будет больше – человек тридцать. Следует отметить, что среди ораторов было очень много молодежи. Конечно, были и те, кто уже имеет большой опыт работы с аудиторией – действующие депутаты Госдумы РФ, депутаты Законодательного Собрания Иркутской области.

Как вы оцениваете активность зала?

– Мне показалось, что поначалу уполномоченные в зале были несколько равнодушны к тому, о чем говорилось с трибуны. Будучи модератором большинства площадок, я постоянно просила задавать кандидатам вопросы. Ведь это реальная возможность говорить, спрашивать и обсуждать публично многие важные проблемы. Проведение предварительного народного голосования – это, в какой-то степени, и попытка растолкать, расшевелить общество. И что удивительно, поначалу на некоторых площадках была тишина. Казалось, что люди выдвинули своего кандидата, пришли – выслушали его, покинули зал, проголосовали за него, а что говорят другие – им было неинтересно. По мере того, как шла работа, я заметила, что у людей начал проявляться интерес к происходящему. Они перестали выходить из зала, с интересом слушали то, о чем говорили кандидаты, задавали острые вопросы, подходили к кандидатам в перерывах, общались с ними. И это главная цель, которую нам удалось достичь.

Я бы сказала, что меня в гораздо меньшей мере интересовали очки, набранные кандидатами. Для меня важно, что аудитория слушала и понимала. А выступления были разными. И я повторю, мы никого ни в чем не ограничивали. Были и очень конструктивные предложения, и выступления, полностью отрицающие все существующее, позитивное. Но высказать свое мнение – право каждого человека.

– Как вы считаете, личное участие кандидата в праймериз, его выступление с трибуны повлияло на результаты голосования?

– Однозначно. Беда нашего общества еще и в том, что оно не знает, кто представляет и защищает его интересы. Ведь даже если пройти по Иркутску и спросить, кто у нас действующие депутаты в Госдуме, многие ли ответят? Конечно, нет. А ведь мы должны их знать. Мы с вами избирали этих людей для того, чтобы они отстаивали интересы Иркутской области.

Конечно, больше голосов набирали люди известные, те, у кого есть опыт работы с населением, со СМИ, люди узнаваемые. И самое главное, это люди реальных дел. Обратите внимание, как менялись результаты праймериз. В Саянске первое место занял Виталий Шуба. И это не случайно. Народ вспомнил о том, как он вместе с Виктором Кругловым, когда «Саянскхимпласт» в 90-е годы стоял на краю банкротства, помог спасти этот завод, и люди до сих пор помнят об этом. Сергей Колесников помог в свое время Заларинскому району, когда там остро стояла проблема с водой. Люди этого тоже не забыли и проголосовали за него. На разных площадках у кандидатов были разные рейтинги. Совершенно обоснованно набрал много голосов Сергей Тен. Его выдвинули девять общественных организаций и партия «Единая Россия». Это молодой, целеустремленный, работающий кандидат. Он объездил всю Иркутскую область. А разве мы не понимаем, как много значит для региона и для России в целом программа развития промышленности. И именно поэтому большую поддержку уполномоченные оказали Алексею Федорову. Он профессионал в своем деле. У многих кандидатов были очень сильные выступления. Но были и выступления, вызывающие раздражение в зале. В заявлении кандидата из Москвы, доктора наук, заслуженного юриста, говорилось о том, что законотворческой работой должны заниматься юристы, а врачи пусть лечат, учителя – учат. Не все, конечно, готовы с этим согласиться. Я считаю, что в Госдуме должна работать команда единомышленников, патриотов, которые готовы отстаивать интересы Иркутской области.

Такая командная поддержка во многих выступлениях прослеживалась?

– Не сразу. На первых двух-трех площадках этого не было заметно. Все произошло позднее. Кандидаты открыто просили поддержать друг друга. Называли фамилии своих коллег по праймериз. Нам нужна сплоченность, мы должны чувствовать локоть поддержки. Сегодня, на мой взгляд, сформировалась самая оптимальная десятка политических лидеров Приангарья – сочетание опыта, молодости и ума. Все эти люди – патриоты Иркутской области. Если у нас будет хорошая команда в Госдуме, мы сможем многое решить для блага Иркутской области.