Конструктивизм, как символ управления ВСЖД
Продолжается публикация материалов, посвященных 350-летию столицы Восточной Сибири, в рамках проекта газеты «Областная» «Десять знаковых мест Иркутска». Присылайте свои темы, отвечающие задачам проекта, – рассказать о местах города, которые формируют его неповторимый облик. Сегодня в рубрике речь пойдет о здании управления Восточно-Сибирской железной дороги. Напоминаем, что итоги конкурса будут подведены в середине сентября в дни юбилейных мероприятий.Восточно-Сибирская железная дорога строилась как один из участков Великого Сибирского пути. В настоящее время магистраль проходит по территории Иркутской области и республики Бурятия, и граничит с Красноярской и Забайкальской железными дорогами. На железной дороге работает порядка 60 тыс. человек, поэтому в 50-е годы прошлого века было решено, что монументальное здание на улице Карла Маркса должно быть передано железнодорожникам.
Величественное строение, в котором располагается управление по строительству и эксплуатации железной дороги, строилось в 1947–1950 годах по проекту архитектора Гольдштейна и расположено в самом центре Иркутска на улице Карла Маркса, 7а. С точки зрения архитектуры здание сочетает конструктивизм и неоклассику. Конструктивизм – авангардистский стиль 30-х годов; характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. Архитектурный конструктивизм пришел в Иркутск достаточно поздно по сравнению с Москвой и Ленинградом. Так, если первые здания в столице были воздвигнуты в 1927 году, то первый дом, построенный в стиле конструктивизма в Иркутске, датируется 1934-м годом. Но конструктивизм не занял лидирующего положения в объемах капитального строительства нашего города и зафиксирован в виде единичных строений. Первая «версия» здания управления железной дороги, построенная в 30-е годы архитектором Митталем, была образцом конструктивистской архитектуры, с характерными для этого стиля признаками: широкие окна, выступающие за общий объем пилоны (колонны в воротах здания) и конструктивная схема железобетонно-балочных конструкций. Но позже Гольдштейн, перестраивая сооружение, добавил множество декоративных элементов, и стиль здания стал более торжественным и приблизился к неоклассицизму.
Центральный фасад здания тянется вдоль улицы Карла Маркса несколько ассиметрично. Пять его этажей разделены белыми декоративными поясами. Вход оформлен в виде ниши и обрамлен классическими колоннами, а сверху увенчан фронтоном. Фасад декорирован горельефами с советской и железнодорожной символикой: эмблема путей сообщения, изображения трудящихся, паровоз, мосты, гербы. На фронтоне здания имеются барельефные изображения политических деятелей того времени: Сталина, Калинина, Молотова. Здание является памятником архитектуры федерального значения.
Первое управление железной дороги располагалось в здании напротив железнодорожного вокзала. Но потом количество служб, обеспечивающих работу Транссиба, выросло. Бок о бок с инженерами работали: служба тяги и подвижного состава, служба пути, телеграфа, движения и канцелярия. Места для всех не хватало. Было решено перевести службы в здание на Карла Маркса.
– Здание хотели построить еще в начале века, но пришла революция, и всем стало не до него. Железной дороге имеющееся строение по проекту Митталя предложили в 30-х годах, позже оно было перестроено. Транссиб имел огромное значение для развития общества. С дорогой в город начало прибывать население. Работники железной дороги очень сильно повлияли на развитие региона, поэтому это величественное здание как нельзя лучше отражает масштаб и значимость их работы, – считает Татьяна Гордиенко, директор музея истории ВСЖД.