22.08.2011 12:00
Рубрики
Общество
Теги
22.08.2011 12:00

МАКС-2011: проекты, деньги, самолеты

На прошлой неделе в подмосковном Жуковском завершил работу Международный авиационно-космический салон (МАКС). К нему авиастроители обычно готовят крупные контракты на поставку самолетов, комплектующих или линий для их производства. На прошедшем МАКСе, как утверждает корреспондент «Областной» Алексей Копылов, было на что посмотреть.

Американцы поодиночке не летают

На МАКС-2011 приехали все более-менее крупные мировые производители авиационные техники. Но больше всех, конечно, отличились американцы. Они решили не ограничиваться самым новым пассажирским лайнером Boeing 787 Dreamliner, а пригнали все лучшее, что используется в ВВС США. Это и штурмовик Fairchild Republic A-10 Thunderbolt II, многофункциональные легкие истребители F-15 и F-16, легендарный транспортный самолет C-130J «Геркулес», стратегический военно-транспортный самолет Lockheed С-5, сверхдальний стратегический бомбардировщик-ракетоносец B-52. Экспозиция американских ВВС, по сути, была самой большой на МАКСе. Военные пилоты не скрывали гордости за свои машины, разрешали заходить за ограждения, с журналистами были приветливы и вежливы.

Пилот С-5 Рип Рукер пояснил, что МАКС-2011 для американских военных – это хороший способ пообщаться с коллегами из России и посмотреть на их технику. Многих военных из США в ходе авиасалона можно было заметить с «мыльницами» возле российских «сушек» и «мигов». Хотя, конечно, американцы прилетели на МАКС по другой причине. Авиасалон в Жуковском – крупнейший в мире, на него приезжают потенциальные покупатели военной техники из Средней Азии и стран АТР.

Вертолетные контракты

Экспозиция российского холдинга «Вертолеты России» была чуть меньше американской, зато техники разместилось больше. Холдинг показал в Жуковском легкие вертолеты Ми-34С1, Ка-226Т, и «Ансат», средний вертолет Ка-32А11ВС, новый модернизированный супертяжелый Ми-26Т2, а также боевые вертолеты Ка-52 «Аллигатор», Ми-28Н «Ночной охотник». Авиастроители особенно гордились Ми-34С1, предназначенным для обучения гражданских пилотов и курсантов ВВС. Впрочем, по желанию заказчика, эту машину можно оборудовать для перевозки пассажиров и легких грузов, использовать для наблюдения за лесами и нефте- и газопроводами или ЛЭП. Сертификация Ми-34С1 запланирована на конец этого года, а с 2012 года на авиазаводе «Прогресс» предполагается начать серийное производство вертолета.

В летной программе МАКСа были заявлены вертолет Ми-28НЭ и Ми-8. Последний на аэродроме в Жуковском демонстрировал высадку десанта, а Ми-28Н имитировал прикрытие огнем и выполнял фигуры над аэродромом. Военный вертолет стрелял из пушки всего один раз, холостыми патронами – оттого сигнализации на всех машины на vip-парковке взревели разом, а народ выскочил из выставочных павильонов.

На МАКСе «Вертолеты России» подписали с авиакомпанией «ЮТэйр» контракт на поставку 40 вертолетов МИ-171 до конца 2013 года. У «ЮТэйра» уже есть 50 таких вертолетов (в том числе собранных на авиазаводе в Улан-Удэ). Новые машины авиакомпания планирует использовать для нужд нефтегазовой отрасли, в рамках контрактов с ООН.

Большой и композитный

На МАКС-2011 прилетел и Airbus А380 – двухпалубный турбореактивный пассажирский самолет, самый крупный авиалайнер в мире – он больше знаменитого Boeing-747. Лайнер может брать на борт до 853 пассажиров в одноклассовой конфигурации, хотя, как признались представители Airbus, столько никто не заказывает. Скажем, в версии до 525 пассажиров Airbus А380 заказала Air France. Airbus уже собрал для заказчиков 56 самолетов А380, при этом еще есть заказы на 230 единиц.

А380 тоже летал в небе над Жуковским. У самолета четыре двигателя, но, честно говоря, шумел он так же, как какой-нибудь двухмоторный Airbus авиакомпании S7 или «Аэрофлот», летающий на российских авиалиниях.

На фоне Airbus А380 американский Boeing 787 Dreamliner выглядел скромно – первый самолет как минимум в полтора раза больше второго. Но американцы, которые всегда любили все большое, на этот раз пошли другим путем. Они создали изящный самолет, широко использующий композиционные материалы, быстрый (скорость Boeing 787 близка к звуковой), а главное, экономящий топливо (при растущих ценах на керосин это важно). Впервые Dreamliner показали на британском авиасалоне Фарнборо в 2010 году, в Жуковский самолет привел легендарный летчик-испытатель Майк Каррикер. Он стал легендой Boeing после того, как первым сел за штурвал «Лайнера мечты». В летной программе Boeing 787 заявлен не был, американцы решили ограничиться двумя днями на стационарной экспозиции.

Вообще говоря, Boeing является крупнейшим поставщиком самолетов в Россию, сейчас российские перевозчики используют более 240 американских лайнеров. По признанию Boeing, конкуренция с европейским Airbus на российском рынке возрастает. На МАКСе «Трансаэро» договорилась с Airbus о приобретении восьми лайнеров А320neo, а ведь раньше перевозчик использовал только самолеты Boeing.

Что-нибудь для региональной авиации

На одной из конференций в рамках МАКСа обсуждали перспективы региональной авиации. После двух крушений Ан-24 в Томске и Благовещенске власти говорили, что этот лайнер пора бы уже снять с линий. Правда, сами же власти признали: в этом случае страна потеряет север. Россия не сможет осваивать месторождения полиметаллов, нефти и газа, если у нее не будет Ан-24 и Ан-26 либо подобных самолетов, непривередливых и способных садиться на грунтовых аэродромах. Иностранных альтернатив Ан-24 пока нет. По признанию авиакомпании «Ангара», эксплуатирующей самолеты Антонова, тот же франко-итальянский ATR-42 не годится – «слишком изнеженный» и садится только на бетон.

Альтернатива Ан-24 – это Ан-140-100 – турбовинтовой грузопассажирский самолет, разработанный АНКТ «Антонов». Самолет серийно производится в России и Украине. Ан-140 имеет аналогичную с Ан-24 вместимость (50-70 посадочных мест), однако у него лучшие показатели экономичности, и он более комфортен. Ан-140 оснащен всеми системами, необходимыми для обеспечения высокого уровня безопасности полетов. Стоимость машины – 14–15 млн долларов.

На МАКСе стало известно, что самарский «Авиакор» ведет

переговоры с «Аэрофлотом» о поставке 25 самолетов Ан-140. Российский перевозчик рассчитывает получить три таких лайнера в 2012 году.

Т-50 – это не танк

Конечно, на МАКСе-2011 были полеты российских военных самолетов. В небе над Жуковским полетали и «Русские Витязи» (Су-30), и «Стрижи» (Миг-29), и «Соколы России» (Су-27). Но главной особенностью этого МАКСа была премьера Т-50 – российского многоцелевого истребителя пятого поколения, разрабатываемого ОКБ Сухого. Еще до его взлета иностранные журналисты подходили к представителям Сухого и Объединенной авиастроительной корпорации и просили предоставить Т-50 для ближней съемки. Россияне, ухмыляясь, вежливо отказывали – разработка самолета ведется в секретности.

Т-50 должен заменить МиГ-29 и Су-27 в российских ВВС, серийное производство самолета начнется в 2015 году. По оценке экспертов, истребитель пятого поколения, в первую очередь, обладает универсальностью применения. Одновременно он может вести огонь как по воздушным, так и по наземным целям. Т-50 в силу формы планера малозаметен для радара, за счет нового двигателя позволяет развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа. Самолет создан так, что все ракеты спрятаны в бомболюк, а не подвешены на крыльях. По предварительной информации, самолет будет нести управляемые ракеты класса «воздух-воздух», отличающиеся повышенной дальностью и чувствительностью.

Над аэродромом в Жуковском пролетели два Т-50. Затем одна из машин в течение пяти минут демонстрировала фигуры высшего пилотажа. Демонстрация самолета была организована, скорее, для приехавшего на МАКС российского премьера Владимира Путина, которому авиастроители доказали, что проект Т-50 развивается.

МС-21 из Иркутска

Отличилась на МАКСе и корпорация «Иркут», которой принадлежит иркутский авиазавод. Компания подписала с «Ростехнологиями» контракт на поставку 50 ближне-среднемагистральных самолетов МС-21, которые будут собираться в Иркутске. Еще на 35 самолетов у покупателя есть опцион. Непосредственно эксплуатировать лайнеры намерены авиакомпании группы «Аэрофлот», в том числе те, которые «Ростехнологии» передадут национальному перевозчику. В соответствии с условиями контракта, «Иркут» должен поставить самолеты с 2017 по 2022 годы. Суммарная стоимость контракта на 50 самолетов – 3,8 млрд долларов.

На МС-21 по желанию заказчика поставят двигатели двух производителей – американской компании Pratt & Whitney либо российского ОАО «УК «Объединенная двигателестроительная корпорация».

Как уже писала «Областная», МС-21 необходим для того, чтобы заменить Ту-154 и Ту-134, от которых большая часть авиакомпаний отказалась. Самолет планируется выпускать в трех модификациях (соответственно лайнер будет вмещать от 150 до 210 пассажиров). «Иркут» рассчитывает, что в 2014 году в воздух поднимется первый МС-21, а с 2016 года после сертификации начнутся его поставки.

В ходе МАКСа «Иркут» и немецкая Dürr Systems GmbH заключили контракт на поставку полного комплекта технологической линии, обеспечивающей сборку самолета МС-21 с использованием современных цифровых технологий. В рамках контракта компания Dürr Systems GmbH разработает, выпустит и смонтирует на иркутском авиационном заводе технологические системы, в частности, позиционирования и лазерного измерения, сообщила пресс-служба «Иркута». По ее данным, ввод линии в эксплуатацию согласован с графиком программы МС-21. Другими словами, иркутский авиазавод сможет собрать по индустриальной технологии не только серийные лайнеры, но и первые экземпляры МС-21, предназначенные для летных и статических испытаний.