24.08.2011 12:00
Рубрики
Культура
Теги
24.08.2011 12:00

Великие мастера и их творения из Эрмитажа

Микеланджело, Дюрер, Тициан, Мурильо, Рубенс, Рембрандт, Ван Дэйк – одно только перечисление этих имен способно привлечь к выставке «Мастер и его творение», которая вчера открылась в Иркутском областном художественном музее им. В.П. Сукачева, внимание самого широкого круга зрителей. Ее концепция, впервые осуществленная в Европе, делает экспозицию поистине уникальной: иркутянам предоставляется возможность увидеть не только произведения прославленных художников, но и их портреты, созданные современниками, а иногда самими мастерами.

– Сегодняшняя выставка из Государственного Эрмитажа – это очередной подарок иркутянам к 350-летию города, – отметила министр культуры и архивов Вера Кутищева. – Это десятая выставка Эрмитажа в Иркутске – тоже юбилейная, но мы уверены, что будет и 11-я и 12-я, ведь между Санкт-Петербургом и Иркутском существуют прочные культурные связи.

Всего в экспозиции представлено 80 произведений западноевропейского изобразительного искусства с XVI по XIX века, среди которых 46 произведений графики, 33 живописных полотна и восемь скульптур известных мастеров Италии, Испании, Фландрии. Работы расположены в двух залах, в одном – живопись и скульптура, в другом – произведения графического искусства. Конечно, на первый взгляд логичнее было бы расположить работы согласно концепции: произведение мастера рядом с его автопортретом, однако один из залов художественного музея, по мнению специалистов из Эрмитажа, не предназначен для демонстрации графики. Сделать впечатление более полным поможет подробный каталог выставки, где работы расположены именно в такой последовательности.

– Проект этой выставки очень глубокий и неоднозначный, – считает заместитель директора Государственного Эрмитажа Владимир Матвеев. – Дело в том, что мы довольно часто имеем устойчивое представление о том, как выглядели знаменитые поэты и писатели, а вот с художниками все гораздо сложнее. Их шедевры часто заслоняют своих творцов. Тем не менее, портретов великих художников и скульпторов очень много, немало и автопортретов, которые рассказывают нам о людях, обществе, эпохе, вкусах. Но когда мы можем сопоставить произведения и то, как выглядел автор, это рождает множество чувств. Иногда произведения автора резко не совпадают с его внешностью, а иногда наоборот. При этом ощущения у каждого зрителя будут индивидуальными.

На выставке, например, можно увидеть портретную гравюру выдающегося Альбрехта Дюрера, созданную Эрхардом Шеном и его искусную гравюру «Меланхолия»; портрет легендарного Микеланджело Буонарроти, выгравированный Джулио Боназоне; Тициана, воссозданного в гравюре Агостино Карраччи по автопортрету великого художника; копию автопортрета Питера Пауля Рубенса, созданную Паулем Понтиусом. Кстати, по словам Владимира Матвеева, выставка, показанная в Иркутске в таком составе, больше нигде не повторится.

– Для каждого города мы создаем уникальные экспозиции, – отметил он. – В этом году выставки Эрмитажа пройдут в Йошкар-Оле, Казани, Томске, но там будут совсем другие проекты. Тем самым мы как бы «сшиваем» разрозненное культурное пространство нашей страны. Хотя это стало не просто, ведь требования во время перевозки и экспонирования предъявляются мировые, а инфраструктура нашей страны развита не в полной мере, поэтому гораздо проще проехать полмира, чем передвигаться с шедеврами по России. Однако мы уже намечаем следующий проект с Иркутском, который будет связан с историей декабристского восстания.

Выставка будет работать до 30 декабря.