25.08.2011 12:00
Рубрики
Общество
Теги
25.08.2011 12:00

Вернуть к жизни вековые ценности

В рамках празднования 350-летия Иркутска осуществляются реставрационные работы памятников истории и культуры. В их числе церкви Знамения Пресвятой Богородицы и Крестовоздвиженская. В достаточно короткие сроки московские специалисты взялись выполнить работы по замене кровли, восстановлению фасада, благоустройству территорий. О том, как проходит реставрация, рассказал «Областной» генеральный директор ООО «Новая реставрационная группа» Андрей Антипкин:

– Мы занимаемся реставрацией храмов с 2000 года. В списке наших объектов православные церкви Москвы и буддийский храм в Бурятии. Всех их постигла одна судьба: разрушение, забвение… Потому у нас двойная ответственность – не просто восстановить , но вернуть к жизни. К примеру , на восстановлении храма Живоначальной Троицы в Москве нам пришлось по сохраненным образцам воссоздать черепицу, реставрировать ограду с керамическим декором, кованые решетки. Более того, он подвергся затоплению и нуждался в гидроизоляции фундаментов. А церковь Воскресения Христова и Покрова Богородицы – первая старообрядческая церковь поморской общины, построенная сразу же после выхода царского манифеста о веротерпимости 1905 года, считается  одной из самых оригинальных церковных построек Москвы начала ХХ века.

Она исполнена в фольклорно-сказочном духе русского северного деревянного и каменного зодчества. В отделке фасадов храма и колокольни тогда были применены гранит и облицовочный кирпич, нанесены майоликовые панно на щипцовом фронтоне звонницы. Нам пришлось консультироваться со специалистами, самим искать информацию для точного воссоздания керамической глазурованной черепицы, декоративной облицовки храма, изготовления и золочения креста. Я уж не говорю об общем объеме работ: восстановление лестниц, дверей, полов, благоустройство территории.

– А насколько серьезно отличаются эти работы от реставрации буддийского храма?

– Начнем с того, что Тамчинскому дацану этим летом исполнилось 270 лет. Долгие годы он считался центром российского буддизма в России. Еще Елизавета Петровна издала указ о формировании штата лам в Тамчинском дацане. И потому это не только история бурятского буддизма, это часть истории России.

Когда мы приступали к работам, храм был в плачевном состоянии. Понятно, что эксклюзивные проекты требуют множества консультаций. Мы их получали у бурятских коллег. В частности, в научно-производственном центре по охране и использованию памятников истории и культуры Республики Бурятия мы почерпнули многое из того, что было необходимо для безупречного выполнения работ. Такую же помощь мы получили в министерствах культуры России и Бурятии. И когда понимаешь, что люди искренне заинтересованы в результате дела – хочется сказать им всем огромное спасибо.

За короткие сроки воссоздали забор, входную группу, сделанную из кедра. Была выполнена очень тонкая работа, связанная с чеканкой. А все, кто видел роспись буддийских храмов, должны понимать, что здесь необходимы специальные знания. Воссоздание утраченной орнаментальной резьбы – миссия, которую могут выполнять единицы. Мы пригласили бурятских мастеров, и этот опыт взаимодействия неоценим.

– Как вы оцениваете заданный темп работ на реставрации храмов в Иркутске?

– Немного смутила скорость выдачи разрешения на производство работ. Мы обратились с письменным заявлением в НПЦ «Служба по охране объектов культурного наследия» Иркутской области 27 июня и получили разрешение лишь спустя месяц. Можем допускать, что это была сложная процедура. Но мы в своих силах не сомневаемся. Иркутск, на мой взгляд, один из самых интересных городов России. Ведь известно, что к середине 18-го столетия здесь даже возникла местная архитектурная школа, разрабатывающая одно из направлений сибирского барокко. Крестовоздвиженская церковь считается непревзойденным шедевром сибирского барокко. Это одна из лучших церквей Сибири.

Знаменская церковь, кстати, тоже несет в себе элементы «сибирского барокко»: поверхности стен у нее в орнаментальной обработке, а архитектура близка к древнерусскому зодчеству. Потому мы относимся к своей работе трепетно, ведь нам приходится быть проводниками между теми, кто возводил храмы, и теми, кто хранит веру столетиями.

Казалось бы, не так давно мы завершили работы по реставрации Церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Москве, сегодня работаем в Иркутске. И хотя названия храмов перекликаются, работы и их состояние совершенно разные. В документах звучит очень сухо: «реставрация и восстановление штукатурки под живопись фасада», а на деле это скрупулезнейшая работа, призванная вернуть к жизни вековые ценности.