28.08.2011 12:00
Рубрики
Общество
Теги
28.08.2011 12:00

Гектары повилики

С начала года инспекторы управления Россельхознадзора по Иркутской области проверили почти 250 тонн семенного и продовольственного картофеля, ввозимого на территорию региона: около 50 тонн оказались заражены опасным заболеванием – бурой бактериальной гнилью. Об этом рассказала заместитель начальника отдела карантинного фитосанитарного контроля на Государственной границе РФ и внутреннего карантина растений управления Россельхознадзора по Иркутской области Юлия Верницкая.

Весь зараженный картофель был уничтожен. Первый раз бурая гниль была обнаружена в завозимом из Китая картофеле в 2008 году. С тех пор продукция стала объектом пристального внимания инспекторов управления Россельхознадзора, ведь если зараженные клубни попадут на территорию Приангарья, регион может просто остаться без урожая. Сегодня, к счастью, на территории Иркутской области не зафиксировано случаев бурой бактериальной гнили. В наш регион картофель поступает из Китая, Нидерландов, Франции, Германии. Зараженной оказывается продукция, которая завозится из Китая.

– Бурая бактериальная гниль – это карантинное заболевание, от которого может погибнуть весь урожай. Бороться с ней очень сложно, практически невозможно и экономически нерентабельно, поэтому главная задача – не допустить появления и распространения заболевания на территории региона, – отметила Юлия Верницкая.

Еще одна проблема, с которой сегодня активно борются инспекторы управления Россельхознадзора, – повилика – род паразитических растений. Первый раз ее выявили на территории области в 1998 году, однако если тогда площадь выявляемых очагов измерялась квадратными метрами, то в этом году площади измеряются в гектарах.

Точных данных, откуда появились семена этого сорняка в нашем регионе, нет. Однако специалисты предполагают, что семена попали к нам из Средней Азии и регионов европейской части России еще во времена Советского Союза. 

– В 70–80-е годы в Приангарье существовала мода завозить корма – сено, солому – из других регионов страны. Возможно, с этими кормами повилика попала в нашу почву, стали появляться очаги, – рассказала Юлия Верницкая.

В 1998 году в результате проведения контрольных обследований сельхозугодий государственные инспекторы обнаружили очаг повилики в Усольском районе. После этого опасное растение было выявлено в Тайшетском, Чунском, Нукутском, Нижнеудинском и Осинском районах. На эти территории был наложен карантин и установлен фитосанитарный режим. С тех пор очаги карантинного организма контролируются, но, к сожалению, при обследованиях выявляются новые.

Как рассказала Юлия Верницкая, семена повилики сегодня попадают к нам и вместе с пакетированным семенным материалом. Инспекторы не раз выявляли семена повилики в семенах овощных культур, особенно семейства зонтичных: моркови, петрушки, укропа, кориандра. При выявлении опасных семян они сразу уничтожаются. Кстати, бороться с повиликой очень трудно: растения на зараженных очагах нужно либо низко скашивать, либо обрабатывать гербицидом – специальным препаратом, который проникает внутрь растения и убивает его.

После уничтожения повилики карантинный очаг обследуется и контролируется в течение трех лет. Если же по прошествии трех лет опасное растение вновь не обнаруживается, тогда карантинная фитосанитарная зона упраздняется. Впрочем, семена повилики могут сохранять свою всхожесть в течение пяти-шести и даже десяти лет.

– Если семена повилики пять-шесть лет пролежали в почве при неблагоприятных условиях – они потеряют всхожесть, не смогут прорасти. Но учитывая, что одно растение повилики может давать до 20 тысяч семян, то вероятность того, что ни одно из них не взойдет, слишком низкая, – отметила Юлия Верницкая.

Сейчас сотрудники Россельхознадзора ведут активную работу с населением: распространяют листовки, проводят беседы, лекции, семинары, на которых рассказывают о том, как отличить повилику от полевого вьюнка, с которым огородники часто путают опасный сорняк. В управление часто звонят владельцы участков и сообщают о том, что обнаружили повилику. Однако обращаются немногие, поэтому узнать обо всех очагах распространения паразита трудно.