28.08.2011 12:00
Рубрики
Культура
Теги
28.08.2011 12:00

Музей ВСЖД: от компостера до специального поезда

В самом центре острова Юность в здании вокзала детской железной дороги расположен музей истории Восточно-Сибирской железной дороги (ВСЖД). На территории Иркутской области это единственное место, где можно увидеть всю историю развития железных дорог России, начиная с XIX века и по настоящее время. Фонд музея насчитывает более 3,5 тыс. экспонатов. О том, как создавался музей и какие интересные детали трудовой деятельности и быта железнодорожников сегодня можно в нем увидеть, рассказала директор музея ВСЖД Татьяна Гордиенко.

– Татьяна Николаевна, как вообще возникла идея создать музей истории ВСЖД?

– Музей открылся 16 августа 1998 года, в день столетия с момента прихода первого поезда в Иркутск. Сначала он располагался в здании управления железной дороги на Карла Маркса. Там экспонаты находились в небольшом тесном помещении. В 2003 году мы переехали в здание вокзала детской железной дороги на острове Юность. Музей был создан по инициативе тогдашнего начальника ВСЖД Геннадия Комарова. Первым директором музея стал Алексей Долгий.

– А где вы находили первые экспонаты?

– Первыми экспонатам в нашем музее стали железнодорожные фонари, сигнальные флажки, компостеры, вырубки старых рельсов, альбомы с фотографиями и чертежами сооружений Кругобайкальской железной дороги. Все это приносили люди. А первый директор музея Алексей Долгий сам ездил по железнодорожным станциям Иркутской области и Республики Бурятия, чтобы собрать интересные экспонаты. Активно пополняли фонды музея и школьники детского краеведческого клуба «Лазурит» из Култука. Они занимались раскопками, в том числе на территории КБЖД, и находили интересные экспонаты. Так, с 2004 года они передали нам железнодорожные костыли, железнодорожные фонари, патефон.

– За время работы музея, наверное, накопилась не одна сотня экспонатов…

– Да, действительно, сегодня фонды насчитывают более 3,5 тысячи экспонатов. Сам музей состоит из трех залов: зал истории железных дорог России и Сибири; зал, посвященный деятельности управления ВСЖД; отдельный зал посвящен Кругобайкальской железной дороге. Кроме того, в музее есть меняющаяся экспозиция, которую мы выставляем к различным датам и значимым событиям, связанным с железной дорогой. Например, сейчас в этой экспозиции размещена выставка, посвященная передвижному консультативно-диагностическому центру «Федор Углов» – там около ста экспонатов, посвященных истории развития медицины на железной дороге, фотографии первых организаторов медицинской железнодорожной службы. Здесь можно увидеть и различные медицинские инструменты, которыми пользовались врачи-железнодорожники. Кроме того, у нас есть свой отдел на станции Култук в здании железнодорожного вокзала. Эта экспозиция полностью посвящена быту железнодорожников. Еще два отдела по истории КБЖД и нашего края расположены на станциях Байкал и Слюдянка.

– Можете ли выделить какие-то экспонаты особенно?

– Здесь про каждый экспонат можно многое рассказать. Вот, например, у нас есть стилизованный кабинет начальника ВСЖД, здесь настоящая мебель из кабинета Геннадия Комарова, его письменные принадлежности. Эти предметы были переданы в дар музея в 2000 году, когда Комаров покинул пост начальника. У нас есть целая экспозиция оборудования, которое обеспечивало оперативную связь на линии от Петровского Завода до Тайшета, и от Тайшета до станции Хани.

– Известно, что в XIX веке существовала даже целая железнодорожная мода.

– Было и такое. И этому явлению у нас тоже посвящен отдельный уголок. В те времена было даже отдельное издание 1842 года «Книга путешествующих молодых мастеров», которая формировала образ железнодорожного пассажира. Процитирую выдержки из книги. «Путешествующие не должны сверх необходимого нагружать себя багажом, однако непременно надо при себе иметь платье, накидку, чемодан, шляпу, пару ботинок и сапог, две пары брюк, два жилета, четыре пары чулок, четыре рубашки, четыре галстука, пару перчаток, ночной колпак и четыре манишки. Помимо этого при Вас должны быть щетки для чистки одежды и обуви, нитки разных цветов, мыло…». Кстати, этот список актуален и в наши дни – в нем есть все, что необходимо пассажиру в дороге.

После этого мода менялась: например, в середине 1950-х годов был популярен элегантный спортивный костюм серого цвета в клетку. Это была классическая одежда для поездки по железной дороге. Уже позже пришло время спортивной одежды, джинсов.

– А вот здесь, наверное, воссоздан интерьер вагона XIX века?

– Да. Тут даже можно увидеть специальный умывальник, который был в каждом служебном вагоне. Этот экспонат поступил к нам из музея вагонного депо станции Иркутск-Пассажирский.

– Татьяна Николаевна, кто является основным посетителем музея?

– Летом очень много людей посещает музей, это иностранные туристы, дети приходят с родителями. С сентября по ноябрь приходят студенты-первокурсники ИрГУПС. Хочу рассказать про одного удивительного немца. В 2003 году Бодо Тенс издал в Германии книгу по истории Транссиба, он собирал информацию также по разным музеям, брал у нас фотографии. Потом подарил нам эту книгу. Он также издал и путеводитель по Транссибу. Еще раньше – в 1903 году – другой немец, журналист Йоган Забель, впервые проехавший по Транссибу, написал книгу о нем. Сейчас в России снимается фильм об этом путешественнике. К нам обычно приходят организованные группы иностранных туристов, но те, кто из Германии, посещают музей самостоятельно по книге-путеводителю Бодо Тенса. Поэтому интерес к истории ВСЖД есть.