Через репортажи к звездам
Ежегодная летняя школа журнала «Русский репортер» – это настоящее погружение в профессию. Студенты и школьники здесь обучаются у известных репортеров, осваивая мастерство написания публицистических текстов. В этом году в школу приехали со всей страны около трехсот человек – это вдвое больше, чем в прошлом году. Среди них была и студентка факультета филологии и журналистики ИГУ, внештатный автор «Областной» газеты Анастасия Климова.
Ежегодная летняя школа «РР», проходившая в этом году с 22 июля по 17 августа, входит в состав проекта «Межрегиональная многопрофильная летняя школа «Максатиха 2011». Располагался лагерь в деревне Ручки Тверской области, все приезжие жили в палатках, а преподавали и обучались в здании бывшей сельской школы. Как прокомментировал редактор отдела науки в журнале «РР» и директор летней школы-2011 Григорий Тарасевич, основная идея проекта – создание свободного образовательного пространства, где учащиеся и профессионалы свободно общаются, обмениваются опытом, проводят исследования и создают журналистские материалы.
А мы тут все плюшками балуемся
Основной и самый излюбленный формат творческих встреч на летней школе называется «плюшками». Это значит, что мероприятие проводится в непринужденной обстановке за столом с чаем и сладостями. Приехавший в лагерь специалист делится в свободной форме собственным опытом, попутно отвечая на все интересующие аудиторию вопросы.
В течение месяца в лагере прошли «плюшки» с сотрудниками журнала «Русский репортер» – редактором отдела спорта Александром Кобеляцким, корреспондентом отдела науки Алексеем Торгашевым и репортером Юлией Гутовой, фоторедактором «РР» Андреем Поликановым, легендарным военным фотожурналистом Юрием Козыревым, а также с филологом и юристом Александром Кобринским, фотографом Сергеем Максимишиным и многими другими. Чаще всего лекции не укладывались в отведенные полтора часа. Главный редактор «РР» Виталий Лейбин во время своих «плюшек» провел игру «ЛДСП», аббревиатура которой означает понятия «любовь», «деньги», «смерть» и «политика». Всем желающим Виталий предложил рассказать историю, где ключевой темой станет названная им буква.
– Эта игра помогает прочувствовать жизненную историю – ключ к написанию любого репортажа. Хорошая история должна начинаться с захватывающего происшествия. Предысторию же, или background, лучше вставлять в середину рассказа. В характеристике героев и их действиях нужно увидеть некий парадокс: чтобы зритель одновременно и сочувствовал герою, и ненавидел его, – объяснил Виталий.
Все репортеры старались подать теорию журналистики через практические советы. Многие вещи, которым обучали в вузе, стали до конца понятными только на лекциях летней школы «РР». Например, фразу «иногда журналисту полезно быть дураком» из книги «Вторая древнейшая» Валерия Аграновского доступно объяснила Юлия Гутова. Она сказала, что главная ошибка журналистов – это просыпаться с мыслью, какой я умный и искрометный, рядом с «дураком» же человек чувствует себя раскрепощеннее и говорит более откровенно.
Кроме занятий, касающихся непосредственно журналистского мастерства, были и лекции по острым общественным вопросам. Самым проникновенным и хлестким из всех выступлений был доклад защитников Химкинского леса – Евгении Чириковой и Ярослава Никитенко.
– Защитой нашего леса я занимаюсь с 2007 года. В прошлом году я была впервые задержана милицией. Конечно, было дико страшно. Про себя перечисляла все: детей, маму, папу, бизнес. Я еще такая молодая и красивая. Оказалось, надо один раз через это пройти, и все, страха больше нет. Мы боремся ради того, чтобы помнили о проблемах в нашем, к сожалению, спящем государстве, – воинственно декларировала Евгения Чирикова, гладя по голове свою младшую дочь Сашу.
Россия – самая прекрасная страна для репортажа
Журналистские «плюшки» вдохновляли ребят на работу над различными проектами. Газетная мастерская выпускала ежедневную газету околошкольных новостей, центр полевых исследований проводил опросы в деревне Максатиха, отделение культурной журналистики ставило спектакли. Заданием репортажной мастерской было написать материал «Один день из жизни человека какой-либо деревенской профессии». Так что утверждение Юлии Гутовой, что любое место России идеально подходит для написания материала за счет своей уникальности и самобытности, будущие репортеры проверили на собственном опыте.
– Я очень боялся, что деревенских профессий на всех не хватит, и мы окончательно сведем с ума местного пастуха, так как всем придется писать только про него. Оказалось же, число колоритных представителей было настолько велико, что ребята не успевали про них писать: доярка, лесник, пасечник, тракторист, рыбак, библиотекарь, сторож кладбища, участковый, фельдшер и многие другие, – признался Григорий Тарасевич, руководитель мастерской репортажа.
Каждое утро начиналось с планерки, где Григорий читал своим подопечным наставления: «Оденьте Аксинью, она же к главе района идет», «Про лесоруба писать будешь? А печень у тебя здоровая?», «С пастухом можно отлично пообщаться, лишь бы целоваться не лез».
Работали на равных как студенты и выпускники журфаков, так и школьники. Но если многие московские подростки уже участвовали в летней школе «РР» и в других проектах, деревенские ребята (на первый недельный цикл приехали четверо ребят из Максатихи) впервые сталкивались с необычными для них заданиями.
– Я диктофон первый раз в жизни держу в руках. Мне сказали записать весь разговор с моим героем, а потом расшифровать. Я целый день этим занимался. Замучился, за все время учебы столько не писал, как здесь. Но потом мне сказали, что половину нужно убрать и все переписать. Так обидно было, – пожаловался на сложность репортерской работы пятнадцатилетний Дима Гаврилов из деревни Максатиха.
Впрочем, Григорий Тарасевич всячески поддерживал начинающих журналистов. Гриша (мы все его так называли, потому что ему не нравилось, когда к нему обращались на «вы») умеет на интуитивном уровне чувствовать людей и находить к ним нужный подход. На кого-то из студентов он мог накричать матом, причем это воспринималось адекватно и с юмором. С другим Гриша разговаривал крайне осторожно и тактично, чтобы не задавить человека своим авторитетом.
Репортажная мастерская летней школы «РР» помогла разбудить дремлющих журналистов во всех, кто очень этого хотел. Если кто-то не строчил на ноутбуке свой «шедевр», то он непременно был в «поле» – на пастбище, в коровнике, у площади, где проходил сельский праздник, или в любом другом месте, позволяющем «расшифровать» героя материала.