Сергей Колесников: Здоровые люди – здоровая экономика
Медицинский туризм как явление породил новую концепцию современного здравоохранения. О возможностях этого направления, о том, что в этом плане может предоставить наш регион, – интервью с академиком РАМН, председателем президиума Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения РАМН, профессором, заслуженным деятелем науки России, депутатом Государственной думы Сергеем Колесниковым. Экономика без здоровья, по мнению депутата, это бессмысленно.
– Если некому будет реализовывать экономические проекты, то для кого тогда они существуют? Необходимо рассматривать экономические вопросы в связке с человеческим потенциалом. Для Сибири это особенно важно. Потому что у нас из двух с половиной миллионов населения – 800 тысяч – трудоспособные граждане, а из них трудится 500 тысяч. У нас высокий уровень инвалидности, заболеваемости и смертности трудоспособного населения. У нас также высокая профзаболеваемость в ряде отраслей промышленности. И во всей стране примерно такая же ситуация.
– Почему, на ваш взгляд, наши соотечественники чаще все-таки выбирают лечение за рубежом?
– Тут несколько проблем. Во-первых, серьезная отсталость материально-технической базы отечественного здравоохранения. Замечу, сейчас эта проблема постепенно решается – работают национальный проект «Здоровье», программа модернизации здравоохранения. Появляются современные диагностические базы мирового уровня.
Вторая проблема – образование и отношение врачей к пациенту. Уровень подготовки медработников – низкий. Кроме этого, нет системы непрерывного образования. Если врач не учится постоянно, он отстает от жизни, он больного не понимает, не знает новых лекарств и методов лечения.
Третья проблема – лекарственное обеспечение. Мы сейчас на душу населения в стране по международным стандартам тратим примерно 90–100 долларов в год за счет бюджетных источников. В Иркутской области на одного человека тратится примерно 70 долларов. В странах Запада на человека за счет бюджетных источников тратится от 200 до 600 долларов, в США – 800 долларов. Разница есть. И хотя наши отечественные лекарства в 5–6 раз дешевле, чем за рубежом, они не закрывают весь необходимый спектр, а всего лишь 20% от него. Задача ставится к 2020 году более 50% жизненно важных лекарств производить в России. Есть федеральная целевая программа по развитию фармацевтической медицинской промышленности. В этом году на ее реализацию направлено 3 миллиарда рублей, в следующем году уже 9 миллиардов.
Существует также проблема реабилитации. У нас делают операции и через положенное время освобождают койко-место. Где больному, например инфарктнику, проходить реабилитацию?
В новом Законе об охране здоровья, к сожалению, не нашлось серьезного места для реабилитации больных, только для паллиативной медицины сделано исключение.
Полномочия в реабилитации остальных больных отданы региональным властям. Но, по-хорошему, в этом должны быть заинтересованы и работодатели. В Законе прописана возможность организации на предприятиях специальных медицинских пунктов, которые могут проводить диспансеризацию работающих или создание медучреждений на базе крупных промышленных предприятий. Вопрос – захочет ли предприятие это делать? Пока практика такова, что ведомственные профилактории и медучреждения исключены из структур холдингов. Они перешли на зарабатывание денег.
Есть еще одна серьезная проблема – желание медиков зарабатывать на пациентах. В частной медицине это встречается сплошь и рядом, частной медицине выгодно, чтобы у пациента было больше болячек: начинается беспрерывное обследование, ставятся избыточные диагнозы. За рубежом обследования больного проводится только по показаниям, иначе можно нарваться на судебное разбирательство за избыточные обследования. В таких случаях платится серьезная компенсация, и ни один врач в этом не заинтересован.
– В чем, по-вашему, плюсы и минусы медицинского туризма?
– Плюсы в том, что у богатого человека появляется выбор. Он, пройдя отечественных врачей, обследуется еще и за границей, получает второе мнение и делает выбор в пользу того или иного лечения. Оперативное лечение за рубежом за счет бюджета выбирают только в том случае, если в нашей стране не существует таких методик исцеления. Но мы сегодня уже приближаемся к зарубежным стандартам, многие заболевания у нас лечатся абсолютно также. Есть Московский институт гематологии, в Чите работает филиал Института педиатрии и репродукции человека Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН. Примеров много.
– Чем привлекателен в плане медицинского туризма Байкальский регион и что мы можем предложить для потенциальных клиентов? Есть ли сегодня интерес у иностранцев к лечению в Иркутской области?
– Иркутск – это перекресток дорог. У нас уже лечатся больные из Красноярского края, Читы, Бурятии, Якутии. У нас тесные связи с Монголией, пациенты оттуда также периодически приезжают в наш регион.
Медтуристам мы можем предложить более дешевые услуги по диагностике, наш Диагностический центр может это делать. Надо рекламировать, показывать – где мы сильны. Можно использовать возможности включения наших медучреждений в схему туристического страхования. В этом страховании можно выделять сектор диагностики. Турист получает путевку на Байкал и за один день сможет пройти полный check up (проверку, ревизию) своего организма. Мы пока эту схему не используем.
У нас могут быть конкурентоспособными реконструктивные операции на позвоночнике и тазобедренном суставе в Институте травматологии и ортопедии. У нас неплохие возможности в эндокринологии, есть так называемый этнический подход к больному, с учетом расы и национальности. У нас можно успешно решать проблемы детской психосоматики, когда ребенка из предзаболевания можно вернуть к здоровью. Речь идет о лечении аутизма, гипердинамического синдрома с дефицитом внимания. К нам уже едут с этими проблемами со всей Восточной Сибири, наши методы сегодня начинают использовать в Москве. Мы продвинулись в диагностике, прогнозе и лечении профзаболеваний, связанных с таким факторами внешней среды, как лесные пожары, – диоксиновые загрязнения. В этом плане мы на пике мировых работ. Отметим также МНТК, работающую на уровне мировых стандартов.
– Что нужно сделать, чтобы к нам поехали лечиться?
– Медицинский туризм для цивилизованной страны – эксклюзивная вещь. Необходимо, чтобы власти всех уровней понимали: медицина – это сфера престижа и высокотехнологичный сектор экономики.
Нам необходимо иметь передовые методы диагностики по конкурентоспособным ценам, на тех же условиях предлагать качественное лечение. Надо холить и лелеять наш медицинский сектор, помогать ему переоснащаться, давать надбавки наиболее выдающимся представителям медицинского сообщества.