История одной инновации
«Областная» уже обращалась к этой теме, причем ни один раз. Герой нашей истории, аспирант химического факультета ИГУ Роман Житов, в 2009 году стал лауреатом инновационного форума «Интерра». Тогда он представил технологию, которая позволяет улучшать качество битума за счет растворения в нем отходов резинотехнических изделий. Как у Романа и его коллег по созданию специальной установки идет процесс внедрения ноу-хау? Вот тот самый вопрос, к которому корреспонденты нашей газеты возвращаются вновь и вновь.
Ежегодно по стране образуется более миллиона тонн резиновых отходов, которые никак не используются. Добавлять резиновую крошку в битум – вполне привычная мировая практика. В Америке выпускать асфальт без добавления резины запрещено на законодательном уровне в большинстве штатов.
– Нам удалось создать технологию, которая позволяет использовать для этого достаточно крупную резиновую крошку и улучшить качество битума, сохраняя его стоимость прежней, – пояснил молодой ученый.
Примерно восемь лет назад, еще будучи студентом, Роман Житов и его коллеги обсудили идею создания установки по переработке резиновой крошки со своим деловым партнером из Братска Александром Митюгиным, и они начали пробовать претворить ее в реальность.
Ученый вспоминает, как собирали «пилотные» установки:
– После пяти неудачных попыток, наконец, поняли, что именно нам нужно. На то, чтобы собрать первый промышленный экземпляр, у нас ушло почти три года.
В 2009 году на новосибирском научном форуме «Интерра» проект установки вошел в десятку лучших. Успех на форуме стал мощным толчком для развития проекта: в конце года от правительства Иркутской области были получены субсидии в размере полутора миллионов рублей.
– Это была примерно половина необходимой нам суммы, вторую часть, по условиям субсидии, мы должны были найти сами. Эти субсидии очень значимы: они придали нам смелости на первый шаг к производству битума в больших объемах. С весны по осень 2010 года мы возились с техникой. Установку с расчетным объемом 3,5 тонны монтировали и запускали на одном из иркутских АБЗ, – рассказывает Роман.
Проблем у инноваторов оказалось немало: скромный бюджет не позволял привлекать внешних подрядчиков, фактически все пришлось делать самим. Роман подчеркивает, что ни у одного из разработчиков установки нет инженерного образования:
– С горем пополам мы запустили установку и сделали первую партию. Но тут столкнулись с другой проблемой: как использовать битум? Новый материал хотелось применять всем, но никто не был готов рискнуть первым. В итоге мы просто уложили 50 тонн асфальта на малонагруженной иркутской дороге. Но, главное, установка заработала.
Однако весной этого года у создателей ноу-хау испортились отношения с тем АБЗ, где она стоит.
– Фактически нам снова пришлось начинать с нуля, но, по крайней мере, уже был опыт. Мы начали делать вторую установку в Братске при помощи нашего соавтора Александра Митюгина. Александр Викторович верит в технологию и фактически не только полностью сделал установку, но и создал битумное хозяйство, что гораздо дороже. Установку мы запустили в июле, сейчас все обкатываем, уже два раза разбирали и собирали ее заново: всплывают еще мелкие технические проблемы, но они решаются и все меньше нас останавливают. Сейчас мы сосредоточились на выпуске различных дорожных мастик. Это в настоящий момент самое выгодное применение для нашего вяжущего состава. Параллельно с этим делаем небольшую установку в Ангарске на базе ООО Научно-производственное предприятие «Теплоинженеринг». Ее запуск мы наметили на начало сентября, – поделился Роман.
Инноваторы спокойно продолжают продвигать свою идею. Говорят, что стало существенно легче после того как в государстве появились сильные московские конкуренты с их огромным лобби модифицированных вяжущих. Роман считает, что установка должна добиться успеха.
– Можно сказать точно: мы универсальные и можем производить не только асфальтобетон, но и дорожные мастики, и холодные асфальтобетоны, и различные материалы для обычного строительства. К тому же наше ноу-хау существенно дешевле.