02.09.2011 12:00
Рубрики
Мнение
Теги
02.09.2011 12:00

Николай Пенюшкин: Нужно менять структуру управления лесами

В министерстве лесного комплекса Иркутской области, которое около двух лет оставалось без министра, три месяца назад был назначен руководитель. В своем интервью для газеты «Областная» новый глава регионального ведомства Николай Пенюшкин рассказал о том, как сейчас развивается лесная отрасль Приангарья, что может помочь привлечь инвестиции в эту сферу, как идет борьба с пожарами и черными лесорубами и почему систему управления лесным комплексом в регионе нужно менять.Экспорт набирает обороты

– Николай Александрович, показатели по заготовке леса в регионе по-прежнему увеличиваются?

– Иркутская область – одна из крупнейших лесообеспеченных в стране территорий, мы лидеры по заготовке и экспорту леса. Объемы заготовки леса в регионе растут. Если в 2009 году мы заготовили 20 миллионов кубометров древесины, то в прошлом году – более 23 миллионов. За первое полугодие этого года мы заготовили без малого 10 миллионов кубов, это на 25% больше, чем за тот же период прошлого года.

23 миллиона – это, казалось бы, значительный объем, но он вполовину меньше наших возможностей. Сегодня только в доступных районах, которые имеют инфраструктуру, дороги, мы можем заготавливать 56 миллионов кубов. А вообще запасы древесины в области составляют почти 9 миллиардов кубометров. 

Нынешние показатели заготовки – это тот объем, который нам позволяют возможности инфраструктуры. Ведь самый востребованный лес, перестойная и спелая древесина находится в тех территориях, где нет никаких дорог. А в тех районах, где инфраструктура развита, где есть железная дорога, автодороги, значительная часть хвойного лесфонда уже вырублена.

– Как можно решить эту проблему?

– Мы разработали областную программу по поддержке и развитию лесного хозяйства на 2012–2016 годы. Она включает и мероприятия по развитию сети лесных дорог, которые используются в том числе для лесопожарных мероприятий. Программа прошла практически все стадии слушаний, ее планируется принять в течение этого года.

Общий объем финансирования программы на пять лет превышает 1 миллиард рублей, в том числе 300 миллионов будут направлены из областного бюджета. В программе запланировано большое число мероприятий по лесовосстановлению, защите лесов от пожаров, развитию материально-технической базы. Эти и другие мероприятия, в том числе по изменению лесного законодательства, мы предложили включить в программу Общероссийского народного фронта и партии «Единая Россия».

– Объемы экспорта лесной продукции из области также растут?

– Да, особенно, что касается пиломатериалов. Если в 2009 году было экспортировано 3,13 миллиона кубометров пиломатериалов, то в 2010 году – 3,93 миллиона, рост составил 25,6%. Круглых лесоматериалов в 2009 году было реализовано за пределы страны 5,6 миллиона кубометров, а в 2010 году – 5,2 миллиона, то есть минус 7,1%. За шесть месяцев этого года экспорт пиломатериалов составил 3,1 миллиона кубов (30-процентный рост к уровню 2010 года), а круглых пиломатериалов – 3,05 миллиона, что на 14% больше, чем в первом полугодии 2010 года. Темп роста экспорта кругляка значительно ниже, чем рост объемов заготовки или вывоза пиломатериалов, это значит, что основной объем древесины перерабатывается на территории области.  

– Какова сегодня доля глубокой переработки леса?

– На переработку на предприятиях у нас уходит 70–80% заготовленного леса. Но вопрос в том, какая это переработка. Ведь древесину можно просто распилить на доски, а можно сделать из нее мебель, переработать лес в целлюлозу, бумагу, отходы – в биотопливо. Власти, губернатор области заинтересованы в том, чтобы в регионе была не только заготовка и распиловка леса, но и более глубокая переработка, в том числе химическая, производство мебели, чтобы максимальная добавочная стоимость производимой из леса продукции оставалась у нас. 


Инвестиции в лесопереработку

– Как вы оцениваете механизм приоритетных инвестиционных проектов в сфере освоения лесов? Насколько эффективным он оказался и с какими трудностями столкнулись лесопромышленники при реализации проектов?

– Из шести заявленных в области проектов четыре реализуются достаточно успешно. Уже начало работать предприятие компании «Русфорест» в Казачинско-Ленском районе, также в этом году будут запущены лесопильно-деревообрабатывающий комплекс в Усть-Куте Транссибирской лесной компании, производственная площадка ЛДК «Игирма» в Нижнеилимском районе. В следующем году Группа «Илим» планирует запуск мощного целлюлозного предприятия в Братске.

Пока буксует проект ООО «Осетровский ЛДК» по выпуску большеформатной фанеры. Также сложная ситуация по «Восточно-Сибирскому комбинату биотехнологий», который планирует организовать в Тулуне производство биотоплива.

Основная проблема, с которой столкнулись предприятия, это нехватка средств. Это связано с кризисными явлениями и во внутренней экономике, и во внешней, подорожали кредитные ресурсы, выросли цены на оборудование, менялся спрос и цены на продукцию. Тем не менее, очевидно, что механизм приоритетных проектов эффективен. В их реализацию уже вложено около 22 миллиарда рублей, а планируется в целом – около 32 миллиардов рублей. Практику привлечения инвесторов нужно продолжать.

В рамках БЭФа по инициативе губернатора запланировано трехстороннее совещание с инвестиционной компанией из Китая и министерством экономического развития Финляндии. Цель встречи – на основе финских технологий, китайских инвестиций и нашего местного сырья организовать в Иркутской области производство целлюлозы и, возможно, в дальнейшем и бумаги.

У нас достаточно много предприятий, которые не являются крупными инвесторами в лесопромышленной отрасли, перерабатывают всего 100–120 тысяч кубометров в год, но власти тоже заинтересованы в их развитии. К примеру, в Тайшетском районе есть компания, которая намерена заниматься производством мебельного щита, уже идет закупка оборудования. Я думаю, это интересное направление. Пока компания планирует поставлять готовую продукцию на экспорт, в том числе в Китай, но, возможно, в перспективе у нас появятся и свои мебельные производства.

– Сколько сегодня составляет отдача от лесной отрасли в бюджет региона и каким должен быть этот показатель?

– За аренду лесов по итогам 2010 года мы получили 348,7 миллиона рублей платежей. Величина налоговых поступлений – 2,94 миллиарда рублей. Если сравнивать с предыдущими годами, то по итогам 2010 года мы вышли на уровень докризисного 2007 года. В ближайшее время планируется поднять коэффициенты для ставок за заготовку древесины до 5. Это значит, что платежи за лес вырастут.

 

Биржа нам поможет

– Какова ситуация с нелегальной заготовкой древесины?

– Оценить ее масштабы непросто. У нас есть официальные данные. По ним в прошлом году лесные инспекторы установили около 2,5 тысячи фактов незаконной рубки лесных насаждений, объем вырубки составил 266 тысяч кубометров, сумма ущерба оценивается в 1,2 миллиарда рублей. За первое полугодие этого года было выявлено 2,4 тысячи случаев, незаконно вырублено 114 тысяч кубов леса, ущерб превысил 700 миллионов рублей. 

Основная проблема заключается в том, что нужно поймать черного лесоруба в лесу, на деляне. Еще один важный момент – согласованность действий всех структур, агентства лесного хозяйства, таможни, железной дороги, в отношении контроля над заготовкой и перемещением леса.

Принятые в регионе законы, в том числе «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Иркутской области» – это только первые шаги в наведении порядка и учета древесины, документ принят, теперь нужно по нему работать.

Еще один из механизмов борьбы с нелегальной заготовкой и оборотом древесины – развитие биржевой торговли. Сегодня идет работа по признанию леса биржевым товаром, насколько мне известно, такой закон в недрах федерального правительства уже разработан, вопрос только в том, когда он будет принят. Этот вопрос, кстати, будет также обсуждаться в рамках Байкальского экономического форума. 

В чем преимущества биржевой торговли? Во-первых, на бирже может продаваться только сертифицированная древесина, законность происхождения которой подтверждена. Кроме того, цена на товар регулируется в зависимости от спроса, а значит, отношения на этом рынке будут более организованными и понятными всем участникам. Работать на бирже смогут и крупные предприятия, и малый бизнес.


Перспективы малого бизнеса

– Какие перспективы в лесном секторе у малого бизнеса есть сегодня?

– Если говорить честно, то пока не блестящие. Но это не означает, что малый бизнес ушел из леса. На территории области работает более 1,8 тысячи лесозаготовительных и лесоперерабатывающих организаций, и основная часть их относится к малому и среднему бизнесу. Основные трудности небольших предприятий заключаются в приобретении лесосырьевой базы. Если раньше бизнесмен мог купить деляну с конкурса, то сегодня он должен участвовать в арендных аукционах. А там конкурировать с крупными структурами очень сложно. И это также является причиной того, что малый бизнес в лесу приворовывает.

Я полагаю, что нужно внести изменения в Лесной кодекс и вернуть систему реализации лесных участков с конкурса. В аукционе может участвовать любое лицо, внесшее задаток, лесоперерабатывающее предприятие или ростовщик, который потом перепродаст этот участок. А в конкурсе можно оговорить конкретные требования, в том числе наличие условия для переработки древесины.

 

Без муниципальных властей не обойтись

– На прошедшем недавно выездном заседании правительства в Тайшете говорилось о необходимости более активного участия муниципалитетов в процессе управления лесным хозяйством. Вы долго возглавляли один из районов области, на ваш взгляд, в чем перспективы этого предложения?

– Это совершенно справедливое и резонное предложение. Местные власти, как исполнительные, так и законодательные, должны быть заинтересованы в качественном управлении лесом. Необходимо вернуть административные штрафные санкции муниципальным образованиям. С помощью МО можно бороться с коррупцией. Она развивается там, где есть закрытое общество, где нет доступа к информации, а в каждом муниципалитете все знают, кто занимается нелегальной заготовкой. И глава администрации может сказать, сколько в районе таких площадок для заготовок имеется, сколько нелегальных лесорубов встало на учет. Поэтому было бы правильно, если бы у администрации были все полномочия вместе с лесной полицией проверять наличие разрешительных документов. По действующему законодательству этим должно заниматься министерство, но оно находится в Иркутске и не всегда может знать, что происходит, к примеру, в Нижнеилимском районе. Мы уже обсуждаем этот вопрос с депутатами Законодательного Собрания области, чтобы проработать предложение и внести изменения в действующее законодательство области и привлечь муниципальные власти к контролю над лесозаготовительными площадками.

– Какие задачи стоят перед министерством на ближайшее время?

– В первую очередь мы должны выстроить взаимоотношения с агентством лесного хозяйства. Кроме того, мы предлагаем областному правительству и Рослесхозу рассмотреть возможность изменения структуры управления лесным комплексом Приангарья. Все вопросы, касающиеся лесов региона, должны решаться в одном ведомстве. Мы предлагаем ввести агентство в структуру министерства с выделением отдельного профильного заместителя. По стране таких примеров больше чем достаточно. Архангельская, Муромская области уже перешли на новую структуру. Я уверен, что для нашего региона, обладающего такими лесными ресурсами, это необходимо. Кроме того, предстоит решить такую проблему, как задолженность бизнеса по арендным платежам, на сегодня она составляет более 500 миллионов рублей.

Следующая задача – контроль над отгрузочными площадками. Соответствующий закон принят, теперь нужно его исполнять, сегодня мы делаем это не в полном объеме по той причине, что не хватает людей, которые будут этим заниматься, проверки проводятся не на местах, а по документам. Конечно, эта работа должна быть усилена.

Не менее важная работа – сохранение лесов от пожаров. В этом году губернатор подписал соглашение с Рослесхозом, область участвует в совместной программе по приобретению пожарно-химических станций (ПХС) третьего типа. Две такие ПХС мы покупаем с помощью софинансирования из федерального бюджета. Еще одну станцию мы надеемся купить за счет областного бюджета. Часть оборудования уже поступило, до конца сентября мы рассчитываем получить всю технику. Увеличение штата, это 136 специалистов наземной охраны, которые будут работать на этих станциях, также будет финансироваться за счет областных денег. Кроме того, по инициативе губернатора планируется почти в два раза расширить подразделение авиационной пожарной охраны, в этом году будут приняты дополнительно 50 парашютистов-десантников и 150 сезонных пожарных в будущем. До следующего пожароопасного периода штат авиабазы должен быть увеличен до 400 человек.

Один из важнейших вопросов, которым мы сейчас занимаемся, касается привлечения инвестиций в глубокую переработку древесины. Я думаю, мы можем предложить компаниям площадки с развитой инфраструктурой, снизить налог на прибыль, сократить сроки оформления земельных участков, расширить перечень наших приоритетных проектов. Я уверен, все это в наших силах.