Иркутская слобода
Сегодня мы завершаем цикл публикаций, посвященных 350-летию Иркутска. Начатый более года назад проект «10 знаковых мест Иркутска» закрывает рассказ о возрожденном историческом центре – проекте «Иркутская слобода», уже хорошо известном под названием 130-й квартал. 14 сентября жители и гости города стали участниками события, которое, без сомнения, войдет в историю Иркутска: целый архитектурный комплекс, воссозданный в стилистике XIX столетия, встретил жителей и гостей города в день празднования юбилея. И в смысле своей значимости он – безусловный лидер среди тех мест, о которых каждую неделю, начиная с июня прошлого года, писала газета «Областная».
«Когда мы говорим о новой градостроительной философии, то имеем в виду сохранение лучшего старого с поиском прорывного нового, привлекательного. В Иркутске сохранилось около трех тысяч домов деревянной застройки, где нет никаких удобств. Судьба таких строений без дополнительных вложений, без поддержки муниципалитета и области вряд ли быстро станет другой. В этом смысле исторический квартал способен переломить тенденцию, и город может измениться в ближайшие пять-десять лет самостоятельно, на принципах частно-государственного партнерства».
Губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев
Среди интересных архитектурных комплексов Иркутска есть один, который стал знаковым, еще не будучи сданным в эксплуатацию. Проект регенерации исторической застройки в рамках 130-го квартала, ограниченного улицами Седова, Кожова и 3-го Июля, был предложен в качестве идеи губернатором Иркутской области Дмитрием Мезенцевым. Он сразу стал самым масштабным в части формирования характерного облика Иркутска на основе сочетания отреставрированных исторических построек и вновь отстроенных с использованием характерных для города архитектурных особенностей зданий. Одну из авторитетнейших в России наград в области архитектуры – Хрустальный Дедал – 130-й квартал получил на стадии проекта.
Помимо уникальности в плане масштаба и сложности работ, 130-й квартал стал еще и буквально спринтерским по скорости реализации. Обсуждение проекта началось летом 2009-го, а уже осенью 2011-го многие объекты уже стоят «под крышей». Над общей архитектурной концепцией квартала и над рядом объектов, расположенных в нем, работали Андрей Макаров, Елена Григорьева, Марк Меерович, Надежда Красная. Срок сдачи в эксплуатацию подавляющей части зданий намечен на 2012 год, окончание работ над проектом – на 2013 год.
Всего в квартале 67 самостоятельных объектов, призванных привлечь внимание иркутян к истории своего города, а также выступить в качестве визитной карточки перед туристами. В одном месте сосредоточились живые сибирские ремесла, экспозиция природных богатств и современные образовательные технологии. Только в центральной части квартала, куда будет спускаться пешеходный переход от Музыкального театра им. Загурского, гости архитектурного комплекса смогут посетить кузницу, увидеть в Чароитовой комнате уникальную коллекцию этого камня, посетить планетарий, построенный по требованиям уже XXI века. Но не только познавательной может быть прогулка по кварталу: уютные кафе, со вкусом обустроенный пешеходный бульвар сделают ее романтической, а зоны сувенирной торговли обеспечат гуляющих памятными подарками.
Большая часть возводимых в квартале объектов строится с нуля с соблюдением норм, установленных авторами концепции, однако несколько домов подверглись реставрации и предстанут фактически в первозданном виде. Среди них здание, стоявшее ранее на улице Гаврилова, 3. Помимо реставрации оно пережило переезд и теперь входит в комплекс интерактивного музея министерства культуры Иркутской области.
Чтобы избежать необходимости прокладки индивидуальных коммуникаций для каждого застройщика, впервые в Иркутской области трубы и кабели, обеспечивающие водой, связью, электричеством и теплом целый район, были заведены в единый тоннель сечением 2х2,2 метра, который проходит через весь квартал. Длина тоннеля более 700 метров, он выполнен из армированного железобетона и способен выдержать очень большие внешние и внутренние нагрузки. Здания «образца» XIX начала XX века сразу оснащаются оптоволоконной связью для обеспечения общих и служебных коммуникаций. В квартале будут действовать пожарная и полицейская службы, обмундирование которых будет соответствовать воспроизводимой в квартале эпохе.
Функциональным ядром квартала станет многоуровневый подземный комплекс, который включит в себя стоянку на 400 мест, торгово-офисное пространство, а увенчается площадкой, предназначенной для массовых мероприятий. Именно на эту площадку спустится основной ход лестницы с пешеходного перехода через улицу Седова. Сейчас на этом объекте работы в самом разгаре, и он тоже успел прославиться – в ходе его возведения была залита самая большая монолитная бетонная плита объемом более 3 тыс. кубометров, а общий объем уложенного в конструкции бетона в итоге превысит 23 тыс. кубометров. Идея подразумевает, что еще один пешеходный переход, уже через улицу 3-го Июля, откроет маршрут на бульвар Гагарина, таким образом, сформируется своеобразный кольцевой маршрут, пройдя по которому можно будет познакомиться с основными достопримечательностями.
130-й квартал стал показательным примером реализации частно-государственного партнерства в масштабном строительстве: основные работы ведутся на средства инвесторов, среди них ВСЖД, группа компаний «Метрополь», «Гипродорнии», «Крайс-нефть», БГУЭП, группа компаний «Фортуна». Среди инвесторов есть и несколько частных лиц, в основном иркутян. Расселение жителей будущих стройплощадок проводилось на федеральные средства по программе переселения из ветхого жилья. Коммуникации к границам квартала подводились на средства муниципального бюджета. На данный момент в Сибири это единственный проект, направленный на создание характерной городской среды. В России подобный проект был реализован в Санкт-Петербурге в середине 90-х годов прошлого века и по стечению обстоятельств квартал также носил реестровый номер 130. Проект северной столицы уже признан и коммерчески успешным – большая часть инвесторов начали получать прибыль по истечении 3–5 лет после окончания строительства.