ВСЖД старается решить проблему искусственного дефицита вагонов
Парк подвижного состава растет, но грузоотправители столкнулись с проблемой дефицита вагонов. Почему это происходит, рассказал первый заместитель начальника ВСЖД – филиала ОАО «РЖД» Николай Маклыгин.
– Проблема дефицита полувагонов для перевозки промышленных грузов остро стоит уже второй год. Производственники, как обычно, в обиде на железнодорожников. Между тем, с 1 июля текущего года у ОАО «РЖД» вообще не осталось в собственности инвентарных (предоставляемых по регулируемому государством прейскуранту) вагонов. Кому же теперь предъявлять претензии, кто несет ответственность за срыв вывоза продукции ряда промышленных предприятий?
– Как все знают, реформирование российского железнодорожного транспорта находится в завершающей стадии, в полном соответствии с утвержденной правительством Российской Федерации программой структурной реформы. ОАО «РЖД» практически завершило передачу грузовых вагонов в собственность компаний-операторов. Процесс передачи парка проходил планово, и задолго до его начала мы информировали грузоотправителей и общественность. Напомню, сама идеология структурной реформы железнодорожной отрасли предполагала разделение функций: сохранение государственного регулирования движения транспорта и создание конкурентной среды в таких видах деятельности, как грузовые, пригородные, пассажирские перевозки.
Для того чтобы рынок был прозрачен, должно быть несколько структурных подразделений, несколько компаний, которые владеют подвижным составом и оперируют им. Поэтому были созданы компании-операторы, владеющие подвижным составом, в частности, дочерние структуры ОАО «РЖД» – Первая и Вторая грузовые компании. Впрочем, количество частных операторов никто не ограничивает, и сегодня их в России уже более 1800.
– На видеоселекторном совещании, проведенном недавно руководством ОАО «РЖД», совместно с представителями министерств транспорта и энергетики, была четко сформулирована задача по переориентации грузоотправителей, работающих с ОАО «Первая грузовая компания» (ПГК) и «Вторая грузовая компания» (ВГК), на вагонные парки других операторов, чем это вызвано?
– Суть структурной реформы – в создании конкурентной среды среди собственников и операторов подвижного состава. Однако ПГК и ВГК, вобравшие в себя львиную долю инвентарного парка вагонов, на сегодняшний день являются предметом критики грузоотправителей. Немало нареканий звучит от градообразующих предприятий, энергетического комплекса, ЖКХ, перевозящих социально значимые грузы, такие, как уголь. У вышеназванных компаний более привлекательные тарифы на перевозку грузов в сравнении с другими собственниками подвижного состава. Впрочем, грузоотправители сегодня не в достаточной мере осведомлены о том, что имеющимся парком грузовых вагонов этих компаний физически не освоить весь предъявляемый к перевозке груз.
– Какой, на ваш взгляд, сегодня возможен выход из создавшейся ситуации?
– Компанией ОАО «РЖД» сегодня предпринимается ряд мер, направленных на переориентацию грузоотправителей, упрощению самой процедуры поиска грузоотправителем собственника подвижного состава.
Простой собственного подвижного состава в ожидании погрузки на ВСЖД в августе составлял 8356 вагонов. По разработанному графику не погружено 4386 вагонов по причине отсутствия подвижного состава, отказа грузоотправителей, занятости фронтов погрузки.
В то же время при таком количестве рабочего парка порожних вагонов на дороге проблема невыполнения плана погрузки подвижного состава не должна существовать в принципе, и все меры руководства будут сегодня направлены на решение этой задачи.
– Какие именно меры может предложить грузоотправителям ВСЖД?
– Необходимо с правительством РФ, операторами вагонного парка, а главное, с грузовладельцами выработать модель управления, при которой порожний вагон, находящийся в частной собственности, не проезжал бы мимо груза. Нужно создать такие экономические условия, при которых владельцам вагонов станет невыгодным длительный простой подвижного состава или перемещение порожних вагонов.
На ВСЖД сейчас идут встречи начальников опорных и линейных станций с грузоотправителями, проводятся совещания на уровне управления дороги, мы ведем разъяснительную работу в СМИ. Конечная цель – ликвидация искусственного дефицита подвижного состава.
– На Ваш взгляд, кто из грузоотправителей сегодня оказался в наиболее ущемленном состоянии?
– Сейчас существует проблема обеспечения подвижным составом мелких грузоотправителей на северном участке дороги. Происходит это потому, что частному оператору невыгодно ехать на дальние расстояния, в технологические тупики, за одним-двумя вагонами. В этом случае он может существенно увеличить тариф, что вызывает протест у грузоотправителя.
Существует также проблема нехватки подвижного состава для перевозки энергетических грузов, в первую очередь, угля. Только в августе не было погружено 59,7 тысяч тонн твердого топлива.
– Сейчас идет период, когда муниципалитеты готовятся к отопительному сезону – завозят уголь и другое топливо. Скажите, по этим действительно социально значимым заявкам подвижной состав подается в обычной очередности?
– Несмотря на существующие сложности, ВСЖД сегодня идет в плане по перевозке энергетических грузов для нужд ЖКХ, имея значительный задел. За восемь месяцев 2011 года для предприятий энергетики Иркутской области и республики Бурятия предоставлено 97,3 тысяч вагонов, отгружено 6,7 миллиона тонн угля. К предыдущему 2010 году погрузка увеличена на 6,8%. Во взаимодействии с грузоотправителями и собственниками подвижного состава, осуществляющими перевозку социально значимых грузов, коллектив ВСЖД принимает все необходимые меры.