19.09.2011 12:00
Рубрики
Общество
Теги
19.09.2011 12:00

Природа не терпит бюрократии

Вопросы взаимодействия властей в сфере природопользования обсудили на БЭФе

В России до сих пор сохраняется неурегулированность отношений между федеральным центром, регионами и местными органами власти в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Львиная доля полномочий принадлежит Москве, из-за чего ослаблены позиции субъектов РФ в решении вопросов владения, пользования и распоряжения землей, водными и лесными ресурсами. В рамках VII БЭФа прошел круглый стол «Байкальский регион. Федеральные и региональные органы власти: взаимодействие в сфере природных ресурсов и охраны окружающей среды».

– Наше государство велико, его территории являются лакомыми кусками для всего мира, ведь мы имеем богатейшие природные ресурсы не только по запасам, но и ассортименту. У нас большие расстояния, многие регионы превосходят по своей площади европейские страны. И каждый субъект федерации имеет свою специфику – разные климатические условия, географические, транспортные. Это подвигает нас к важной роли именно регионального законодательства, в том числе и в сфере природопользования и экологии, – заявил первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды Николай Чуркин.

Продолжая тему, Александр Матвеев, председатель Комитета СФ по делам Севера и малочисленных народов, отметил, что полномочия субъектов федерации в последние годы существенно сокращены, механизм управления осуществляется за счет субвенций. С одной стороны, это усиливает административные функции, с другой – ограничивает инициативу распоряжения выделенными средствами на региональном и местном уровне.

– Должно произойти перераспределение полномочий между органами власти, – заявил Александр Матвеев.

Сенатор также сказал, что недостаток влияния региональных властей в сфере природопользования приводит к тому, что крупный бизнес, добывающий полезные ископаемые на территориях, избавляется от так называемых непрофильных активов и сбрасывает социальную инфраструктуру на местное самоуправление. В своей рекомендации правительству России и Федеральному собранию участники круглого стола указали ввести законодательную норму об обязательности заключения соглашения между недропользователем и органами власти субъекта о социально-экономическом партнерстве.

Большое внимание было уделено особо охраняемым природным территориям (ООПТ). Именно там учтен дифференцированный подход к требованиям хозяйственной деятельности по экологическим основаниям. При установлении нормативов антропогенной нагрузки на окружающую среду учитываются природные особенности конкретных территорий и акваторий. Хотя такую практику необходимо вводить и на остальных территориях страны, уверены участники круглого стола.

В то же время и на ООПТ есть свои законодательные препоны. В частности, это связано с рыболовством. Местное население, живущее промыслом, вынуждено на общих основаниях получать лицензии в федеральных структурах. В итоге, зачастую из-за удаленности своих территорий от большой земли, аборигены не могут получить разрешения и фактически становятся браконьерами.

– Трудно донести до обитателей Садового кольца, как живут коренные народы. Ведь никто из тундры не придет и не будет стучать касками у Белого дома. Необходимо такие вопросы передавать на региональный и местный уровни, – сказал Николай Чуркин.

Впрочем, иногда и местные власти ведут себя вызывающе. Например, с 1986 года до конца не установлены границы Прибайкальского национального парка, в который вошли 112 тыс. га земель сельхозпредприятий. Колхозы развалились, и муниципалитет стал продавать сельхозучастки под турбазы.

– Это незаконно, т.к. право собственности на эти земли не распространяется, – заявил руководитель управления Росприроднадзора по Иркутской области Константин Гурнович. – Идет конфронтация между нацпарком, администрацией Ольхонского района и турфирмами. Причем сделки по приобретению земли беспрепятственно регистрировались органами власти. Сейчас Росприроднадзор делает все возможное, чтобы признать их незаконными.

Безусловно, не обошли внимаем участники круглого стола и вопрос сохранения Байкала. Директор Лимнологического музея, академик РАН Михаил Грачев в очередной раз потребовал внести в рекомендации федеральным властям закрыть Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат. А в качестве альтернативы ученый предложил создать в Байкальске на территории предприятия игровую зону. 

Директор департамента экономики и финансов Минприроды России Сергей Бубеннов заявил, что на снижение негативного воздействия на Байкальскую природную территорию до 2020 года будет направлено 57,8 млрд рублей. В рамках программы предполагается развитие государственного экологического мониторинга, утилизация и переработка накопленных промышленных отходов. Запланировано строительство полигонов для захоронения твердых бытовых отходов в Слюдянском, Ольхонском, Иркутском районах, капитальный ремонт и строительство причалов на побережье озера, пунктов приема сточных вод, канализационно-очистных систем, реконструкция систем теплоснабжения. Также средства будут направлены на ликвидацию и утилизацию отходов, накопленных в результате деятельности БЦБК. Активно идет возрождение после развала в 90-х годах заводов по разведению рыбы, результатом чего станет увеличение к 2020 году количества ценных видов байкальских рыб на 40%. Уже в 2011 году по программе из федерального бюджета планируется выделить 70 млн рублей.