21.09.2011 12:00
Теги
21.09.2011 12:00

Власти ищут пути решения проблемы малокомплектных школ

Проблемы малокомплектных школ стали предметом обсуждения сразу на двух областных совещаниях. Одно прошло в региональной общественной приемной Владимира Путина, второе – в зале заседаний иркутской городской думы. В их работе приняли участие председатель Законодательного Собрания Людмила Берлина, министр образования Иркутской области Виктор Басюк, вице-спикер, глава фракции «Единой России» в ЗС Геннадий Нестерович, депутаты Государственной думы РФ Виталий Шуба и Сергей Колесников, депутаты областного парламента, городской думы, мэры территорий, члены регионального координационного совета Общероссийского народного фронта (ОНФ).

На сегодняшний день в Иркутской области 501 школа (49%) носят статус малокомплектных. Среди них есть 33 учебных заведения, где  учатся не более десяти человек. Общий контингент учащихся – 16,5 тыс., что составляет  6,4% от общего числа школьников Приангарья. При этом с 2006 года в региональной системе образования осуществляется подушевое финансирование, и в этот норматив входит не только обеспечение ребенка учебными пособиями, но и оплата работы учителя, обслуживающего персонала.

– Та пропорция, которая содержится в законе о нормативном финансировании, достаточно хорошо работает в рамках полнокомплектных школ, где соотношение педагогических кадров и обслуживающего персонала обычно составляет 60% к 40%. В малокомплектных школах, к сожалению, ситуация совершенно другая. Есть примеры, когда один педагог обучает трех-четырех учеников, и при этом в школе работают десять человек обслуживающего персонала.

Закрывать проблемные школы, по словам министра образования региона, нельзя: дети, где бы они ни жили, должны гарантированно получать образование. Министр считает, что на текущем этапе необходимо сделать малокомплектные школы филиалами более крупных образовательных учреждений. В более долгосрочной перспективе, по мнению Виктора Басюка, поможет принятие в Иркутской области нормативно-правового акта, определяющего статус малокомплектных школ как социальных учреждений.

– Я думаю, что такой документ позволит выработать, прежде всего, механизм поддержки правительством органов местного самоуправления, поскольку именно обязаны содержать здания школ в надлежащем виде, – подчеркнул Виктор Басюк. – А норматив, гарантирующий получение  качественных знаний, регламентировал бы учебные расходы и выплату заработной платы педагогам.

Министр пояснил, что сегодня решение о закрытии учебного учреждения чаще всего связано с отсутствием в селе детей дошкольного и школьного возраста. Однако учитывая, что школа остается социальным центром села, министерство образования делает все возможное для ее сохранения. В частности, во многих территориях, где складывается неблагоприятная демографическая ситуация, деятельность школы просто приостанавливается.

Председатель совета иркутского регионального отделения общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России» Эдуард Яроцкий напомнил участникам совещания о том, что в ряде регионов успешно внедряется дистанционное обучение, и это было бы уместно использовать в создавшейся ситуации.

– Проект «Дистанционная школа» у нас есть, – пояснил в ответ Виктор Басюк. –  Реализует его региональный институт развития образования. Мы уже внедряем такую форму обучения через интернет: учитель в данном случае выступает не в качестве предметника, а в роли организатора учебного процесса. Сейчас решается вопрос оснащения такой «дистанционной школы» техническими средствами, оборудованием.

Виктор Басюк заметил: нельзя забывать о том, что в Иркутской области есть поселения, где электроэнергия подается за счет работы дизельных подстанций только в определенное время суток, как правило, вечером, когда невозможно организовать учебный процесс.

Председатель иркутского регионального отделения общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание» Леонид Выговский считает, что проблемы малокомплектных школ в Иркутской области это вопрос общегосударственный.

– Я начинал работать сорок восемь лет назад в малокомплектной школе Куйтунского района, – сказал он. – Почему учитель не едет работать в сельскую школу? Не только потому, что зарплата там маленькая, он не хочет жить в тех условиях. Я хорошо понимаю, что на развитие инфраструктуры на селе требуются колоссальные средства. Но пока мы не начнем строить малокомплектную школу благоустроенной, и пока учителя не начнут получать хотя бы наполовину благоустроенное жилье, до тех пор будет и проблема. Будущие педагоги поучатся в Иркутске, привыкнут к благоустройству и уже не захотят уезжать в ту «цивилизацию». В этом меня поддержат все мэры территорий. Надо решать вопросы инфраструктуры поселков и деревень.

Дискуссия возникла и вокруг темы перевода малокомплектных школ в филиальные учреждения. При обсуждении темы был озвучен альтернативный вариант получения образования – создание интернатов. Но многие высказались против этого варианта. Депутат Законодательного Собрания от Усть-Ордынского Бурятского округа Олег Каньков и многие представители муниципальных дум области в своих выступлениях негативно отнеслись к отделению от семьи. Кроме того, Виктор Басюк пояснил, что среди 46 интернатов Иркутской области нет ни одного типового, все они располагаются в приспособленных помещениях.

В ходе дискуссии участники совещания регионального координационного совета ОНФ пришли к выводу – Иркутской области необходима региональная программа «Малокомплектная школа», которая будет рассматриваться в комплексе с программой развития села. По итогам совещания в городской думе иркутский областной совет депутатских объединений ВПП «Единая Россия» решил рекомендовать правительству Иркутской области и депутатам Законодательного Собрания разработать и принять региональный закон «О малокомплектных образовательных учреждениях». В проекте решения также содержатся рекомендации о разработке и внесении изменений в областные долгосрочные целевые программы в части дополнительного финансирования малокомплектных школ в целях создания современных и безопасных условий обучения. По мнению депутата ЗС Бориса Алексеева, над проектом закона нужно поработать как следует в самые кратчайшие сроки – так, чтобы он успел попасть в бюджет 2012 года.

Подводя итоги дискуссии, депутат Госдумы Виталий Шуба обратил внимание на тему дорожного строительства.

– Частично обсуждаемая нами проблема  решается с помощью организации перевозки детей из небольших населенных пунктов в более крупные, но нередко сделать это становится невозможно из-за бездорожья, – сказал он. – В рамках народного бюджета и народной программы на федеральном уровне предусмотрено пять миллиардов рублей на строительство дорог между сельскими населенными пунктами.

В качестве примера Виталий Шуба привел республику Татарастан, которая получит на эти цели 650 млн рублей, и Удмуртию, которой будет выделено 520 млн рублей. Иркутская область в этом году, к сожалению, не подала заявку на участие в программе. На 2012 год, по словам депутата, на эти цели в федеральном бюджете предусматривается порядка 7 млрд рублей, и нужно, чтобы Приангарье получило финансирование из центра. Виталий Шуба также рассказал, что на одном из заседаний Государственной думы он внес предложение – при распределении этих средств отдавать приоритет поселениям с малокомплектными школами.

Людмила Берлина поддержала выступление Виталия Шубы.

– Я думаю, что есть потребность расширить решение совета депутатских объединений, вписав в него пункт о необходимости синхронизации действий двух министерств – образования и дорожного строительства, – сказала она. – Нужно объединить процесс принятия стратегии развития дорожной сети с сохранением малокомплектных школ.