Как привить детям культуру здорового питания?
Чем кормят детей в школьной столовой? Как питание влияет на оценки в дневнике? Почему родители регулярно жалуются учителям на меню, а учащиеся попадают в больницы с отравлением? Теме школьного питания был посвящен круглый стол, который прошел в редакции газеты «Областная» в начале нового учебного года. В нем приняли участие врач-педиатр, врач-гастроэнтеролог Иркутского диагностического центра Оксана Анциферова, директор иркутского комбината питания Людмила Леонова, начальник отдела надзора за условиями обучения и воспитания управления Роспотребнадзора по Иркутской области Ирина Сгибнева, консультант отдела дошкольного и общего образования министерства образования Иркутской области Оксана Пономарева и руководитель иркутского портала для родителей www.38mama.ru Мария Цибина.
Здоровое питание за 34 рубля
ОГ: Что такое правильное питание для детей школьного возраста?
Оксана Анциферова:
– Правильное питание должно быть разнообразным и сбалансированным по энергетическим потребностям ребенка, в зависимости от его возраста и по всем основным компонентам – белкам, жирам, углеводам, витаминам. Перерыв между приемами пищи не должен превышать три с половиной часа. При нормальном раскладе ребенку, который учится с первой смены, в школьной столовой нужно кушать как минимум два раза – второй завтрак в районе 10–11 часов и горячий обед в 13.00. Последний прием пищи у ребенка дома, без учета каких-либо перекусов, должен быть максимум за два часа до сна.
Ирина Сгибнева:
– Чтобы ребенок был здоровым и умным, ему необходимо каждый день получать 400 граммов овощей или фруктов, обязательно кушать мясо, молоко, яйцо, крупы. При этом ребенок может съесть только одну-две конфеты и не больше четырех печенюшек в день.
Людмила Леонова:
– Самые большие ошибки в организации питания детей – это отсутствие режима и однообразность пищи. Если семья всю неделю ест котлеты, приготовленные на несколько дней вперед, хорошего в этом мало. И ничем не лучше, если родители, ориентируясь на собственный вкус, пытаются накормить свое чадо соленым, острым или копченым. Нерегулярные приемы пищи, бесконечные перекусы, поздние и обильные ужины, отсутствие горячих завтраков наносят серьезный удар по здоровью. Многое зависит от культуры питания в семье.
Мария Цибина:
– Я думаю, в любой семье это балансируется. Опять же дети сами очень хорошо регулируют рацион, потому что если их чем-то не кормишь, у них появляется острое желание это съесть.
ОГ: При составлении меню для школьных столовых учитываются ли эти потребности и рекомендации?
Ирина Сгибнева:
– У нас есть санитарные нормы по школьному питанию. Там четко прописаны все требования и по энергетической составляющей, и по набору пищевых продуктов, и по объему. Кроме того, есть методические рекомендации по продуктам для разновозрастных групп детей: с 7 до 11 лет, с 11 до 14 лет и с 14 до 18 лет, и примерное меню для завтраков и обедов. Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда и напитка. На обед ребенок должен съедать салат, первое и второе горячие блюда, напиток и выпечку. Этих методических рекомендаций мы придерживаемся при утверждении меню в школьных столовых.
Людмила Леонова:
– Сейчас обед или завтрак в школе стоит 34 рубля. В завтрак обязательно включаем напиток, бутерброд и фрукт. Или, допустим, каша молочная, бутерброд, фрукт и напиток. На гарнир, например, картофельное пюре, мясная котлета или рыба, напиток и кондитерское изделие. В обед обязательно входит суп. Сумма небольшая, поэтому суп без мяса. Но второе блюдо может быть с мясом, или, например, тушеная капуста с колбасой, плов из куриных грудок.
На протяжении последних двух-трех лет школьное меню изменилось в связи со вспышками инфекционных заболеваний, которые возникали в нашей стране. Роспотребнадзор рекомендовал нам убрать из меню салаты, состоящие из нескольких ингредиентов. Я считаю, что это правильно: лучше перестраховаться, потому что, к сожалению, не во всех школах имеются охлаждаемые витрины, а срок реализации салатов очень маленький. И поэтому предлагаем как дополнительный гарнир отварную свеклу, морковь тертую, огурец, помидор.
Ирина Сгибнева:
– Два года назад у нас было меню на 20 рублей – тогда не выдерживались объемы порций: котлета вместо положенных ста граммов весила сорок. При сумме 34 рубля мы уже приблизились к желаемому меню. В прошлом году мы посчитали: чтобы ребенок получил в школе полноценное двухразовое питание, нужно 200 рублей. Естественно, никто таких денег на льготников не выделит, да и большинство родителей будут несогласны с этой суммой. Мы с комбинатом питания думали над тем, чтобы составить меню для платников и бесплатников. Но опять же, как делить этих детей? По переменам, по столам? И пришли к выводу, что лучше всех кормить на 34 рубля, но одинаково. Мы пытаемся максимально приблизить меню к тому, которое требуется.
Оксана Пономарева:
– Из областного бюджета в этом году на льготное питание планируется освоить 164 млн рублей, в прошлом году было освоено 130 млн рублей.
Готовим вкусно
ОГ: Часто ли родители школьников обращаются с жалобами на питание?
Ирина Сгибнева:
– Жалобы у нас есть и по технологии приготовления блюд, и по санитарному содержанию пищеблоков. Мы их расследуем, принимаем меры. Нарушения при проверке организации питания выявляются, если честно, практически всегда. Наша главная цель – предупредить возникновение инфекционной заболеваемости среди детей. Но здесь мы зачастую сталкиваемся с другой проблемой – человеческий фактор. В одной школе повара готовят вкусно, в другой непонятно, что делают с продуктами.
Мария Цибина:
– Вообще-то и в семьях также: одна бабушка сварит суп вкусно, вторая из тех же продуктов приготовит невкусно.
Ирина Сгибнева:
– Заметьте, правильная еда у детей всегда невкусная. У нас тут приходил недавно мужчина с жалобой. Сказал: «Вы зайдите в школу, там невкусно пахнет, плохо кормят». Спрашиваем: «Чем плохо кормят?» Отвечает: «Вот дают кашу, мой ребенок не есть каши». Так значит, вы неправильно воспитали ребенка. Дети должны есть кашу. В сельских школах все дети едят кашу. При этом в районах школьников у нас кормят на десять рублей. Вы представляете, что такое десять рублей? Они вырастили свою свеклу, морковку, чеснок – получился салат и заправка для супа. Хозяйство выделило для школы мясо – значит, сварили суп с мясом. Крупу спонсоры привезли, они варят каши. И дети рады этому питанию. А у нас на 34 рубля еще не каждый пойдет, потому что им невкусно.
ОГ: На качество питания влияет еще и состояние школьных пищеблоков…
Ирина Сгибнева:
– Материально-техническая база, что скрывать, в пищеблоках очень устарела. Некоторые школы у нас построены 70–100 лет назад. Пищеблоки полностью не соответствуют современным требованиям по технологическому процессу, по оборудованию: везде уже пароконвектоматы устанавливаются, у нас еще плиты со сковородками. Кстати, в стране сейчас идет пилотный проект по питанию, и более 40 регионов участвуют в нем. Выделяются федеральные средства на реконструкцию и оборудование пищеблоков. Мы, к сожалению, туда не попали.
Оксана Пономарева:
– Сейчас в Приангарье начала действовать областная целевая долгосрочная программа «Совершенствование организации питания в общеобразовательных учреждениях Иркутской области». В нее на условиях софинасирования включены 14 муниципальных образований, в том числе Усть-Илимск, Черемхово, Балаганский, Черемховский, Усольский районы и другие. За два года будет освоено 25 миллионов рублей. Муниципальные органы управления образования проводят капитальный ремонт пищеблоков и монтируют оборудование, закупленное на деньги областного бюджета.
Уроки правильного питания
ОГ: Но ведь даже если усовершенствовать школьные столовые, не факт, что ребенок начнет кушать каши. Как приучить детей к здоровому питанию? И кто при этом все же играет главную роль – родители, школа, власти?
Оксана Анциферова:
– Все пищевые привычки формируются в семье. И чем состоятельнее семья, тем больше в ее рационе фастфуда. И привычка у ребенка формируется стойкая, накормить его в школе кашей, если он дома ест чипсы, практически невозможно. Чтобы решить проблему, надо формировать привычки. А для этого нужно время. Если сегодня мы пришли домой и накормили детей как положено, а завтра нам стало лень этим заниматься, эффект будет минимальным. А как раз после семи лет, когда ребенок уже становится более-менее самостоятельным, начинают формироваться социальные привычки, привычки поведения и в том числе привычки питания.
Людмила Леонова:
– В 2010 году наш комбинат заключил договор с Российской академией образования и Институтом возрастной физиологии. И мы являемся кураторами программы по здоровому питанию, которая работает в 10 тысячах школ страны. В иркутских школах два раза в месяц проводятся занятия, посвященные правильному питанию. В этом году мы бесплатно раздали семь тысяч рабочих тетрадей первоклассникам, все учителя получили методические рекомендации по тетрадям. Постепенно все школьники до 13 лет будут участвовать в этом проекте, им расскажут о законах правильного питания, национальных кухнях нашей страны. Кроме того, мы регулярно проводим конкурсы в детских садах и школах. Родители вместе с детьми готовят блюда, присылают фотографии – всегда собирается более сотни работ.
Оксана Пономарева:
– Главная задача школы – учить детей. Я сама работала в школе, ушла оттуда три года назад. И когда с родителями на собрании обсуждался вопрос: давайте в 5–6 классах организуем питание, они ответили: «Нет, мы им денег дадим, и они сами в буфете выберут, что им надо». А в итоге школьники бегут в магазин за кириешками и сникерсами. Культуру питания надо сначала привить родителям, а потом уже решать вопросы сбалансированных школьных обедов.