23.09.2011 12:00
Рубрики
Экономика
Теги
23.09.2011 12:00

Пригородные перевозки дошли до суда

Власти и ВСЖД выяснят реальные затраты на их организацию

Спор между Восточно-Сибирской железной дорогой (ВСЖД) и правительством Иркутской области по размеру оплаты пригородных перевозок, возможно, разрешит арбитражный суд. Сейчас пригородными перевозками занимается ОАО «Байкальская пригородная пассажирская компания» (БППК), созданная властями и ВСЖД. Убытки, которые несет БППК, компенсируются из госбюджета. Однако часть расходов на обеспечение пассажирских перевозок, предъявленных ВСЖД к оплате, власти считают необоснованными.

Депутатский запрос к губернатору о ситуации с дальнейшей организацией пассажирских перевозок в пригородном сообщении на территории Иркутской области рассмотрели члены комитета по собственности и экономической политике Законодательного Собрания 19 сентября. Как уже сообщалось ранее, в августе в регионе были отменены восемь маршрутов пригородных пассажирских поездов. ВСЖД объяснила это малой загруженностью электричек, а также кредиторской задолженностью БППК за использование подвижного состава и инфраструктуры. После вмешательства правительства Иркутской области маршруты пригородных поездов были восстановлены. Но проблема осталась нерешенной.

Министр имущественных отношений области Михаил Карасев напомнил, что в конце декабря 2010 года было подписано распоряжение губернатора о создании БППК. 29 марта этого года состоялось собрание акционеров, на котором утвержден совет директоров, его председатель, генеральный директор компании и принят устав общества. В апреле БППК была зарегистрирована как юридическое лицо. Иркутская область владеет 50% плюс одна акция компании, остальным – ВСЖД.

– В настоящее время заключаются договоры аренды подвижного состава, инфраструктуры, – добавил Михаил Карасев. – Ориентировочная стоимость услуг, оказываемых БППК, составит 1,4 миллиарда рублей. При этом общество планирует получить прибыль от оказания услуг в размере 362,8 миллиона рублей. А убытки составят 976 миллионов рублей. 

Однако, как сообщил министр жилищной политики Петр Воронин, экономические вопросы между ВСЖД и правительством Иркутской области еще не урегулированы. Железная дорога указала, что затраты на обеспечение пригородных пассажирских перевозок составят 2,1 млрд рублей. Но в службе по тарифам признали обоснованными только 1,6 млрд рублей. По мнению Петра Воронина, оставшиеся 500 млн рублей ВСЖД, вероятно, намерена переложить на бюджет Иркутской области.

– В федеральном бюджете запланировано 25 миллиардов рублей на компенсацию потерь, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта, – подчеркнул Петр Воронин. – На Иркутскую область из этой суммы будет выделено 747 миллионов рублей. В областном бюджете на компенсацию убытков Байкальской пригородной компании запланировано 229 миллионов рублей. В настоящее время служба по тарифам вновь рассматривает финансовые запросы от железной дороги, которые, на наш взгляд, завышенные. В течение этой недели мы получим окончательные расчеты.

– Расчет велся согласно утвержденной инструкции федеральной службы по тарифам, – парировал заместитель начальника ВСЖД Александр Парщиков. – До сих пор не подписаны три основных договора аренды – по электропоездам, пассажирским вагонам и инфраструктуре. Девять месяцев ВСЖД авансировала средства на выплату зарплаты инженерам, диспетчерам, кассирам. Но это два разных бизнеса. Если раньше нам субсидировали часть затрат, то сейчас этого нет. Боюсь, что в будущем мы не сможем оплачивать работу персоналу.

Заместитель начальника отдельно остановился на долге ОАО «Краспригород», которое с 1 января по 1 мая 2011 года осуществляло пассажирские перевозки в Иркутской области. Общие затраты за четыре месяца составили 580 млн рублей. Прибыль компании оценивается в 133 млн рублей. По словам Александра Парщикова, эта сумма сегодня просто заморожена, так как нет договоров между ВСЖД и красноярской компанией. При этом вопрос по передаче долга «Краспригорода» Байкальской пассажирской компании остается открытым.  

Комментируя отмену пригородных пассажирских поездов, Михаил Карасев отметил:

– Важно не допустить, чтобы спор с партнерами из ВСЖД перешел из экономической плоскости в социальную. Необходимо совместно искать пути решения проблемы, не ограничивающие права пассажиров на пригородных маршрутах и не наносящие ущерб областному бюджету.

Учредители БППК, похоже, перенесут финансовый спор в арбитраж. По словам Александра Парщикова, ВСЖД до последнего не стремилась обращаться в суд, но на одном из последних совещаний руководство компании все же решило подать заявление в арбитраж.