12.10.2011 12:00
Теги
12.10.2011 12:00

Ценовые миражи на заправках: не обманешь – не продашь?

Дело о недобросовестной конкуренции, построенное на разоблачении лукавого рекламного хода, должно послужить уроком не только для автозаправщика А.В. Зубовича, но и для его коллег, периодически поддающихся соблазну заманить покупателя на свою АЗС благодаря информационным ухищрениям. На заправке сервисного центра LuxAuto в микрорайоне Южный, принадлежащем индивидуальному предпринимателю Зубовичу, зазывающее автовладельцев световое табло сулило им привлекательно низкую цену бензина, в то время как на самом деле топливо отпускалось дороже. Комиссия антимонопольного органа признала бизнесмена нарушившим конкурентное право, а именно уличенным в недобросовестной конкуренции, так как он своим недостоверным PR-ходом норовил получить конкурентные преимущества перед другими продавцами бензина.

Дело против хитроумного заправщика было возбуждено по заявлению одной из покупательниц, которую возмутило несоответствие между ценой, обещанной на информационном стенде (отлично обозреваемом с больших расстояний на проезжей части), и фактической ценой продаж. Табло (на момент покупки топлива гражданкой Е.В. Алексеевой – в середине марта текущего года) предлагало потребителям заправиться по следующим ценам: АИ-92 – 21 руб. 29 коп.; АИ-95 – 22 руб. 99 коп.; ДТ – 21 руб. 99 коп. В действительности же отпускные цены за литр были соответственно: 25 руб. 05 коп.; 27 руб. 05 коп. и 27 руб. 05 коп. Мелкое и неприметное пояснение на табло и рядом с кассой о том, что минимальные цены, обетованные рекламой, действительны только для владельцев дисконтных карт, причем при довольно большой суммарной покупке в предыдущем месяце, конечно, прочитывалось покупателями уже после разочарования, когда при расчете приходилось выложить сумму денег, далеко отстоящую от ожиданий. Оказывается, реклама указывала на цену с максимально возможной скидкой в 15%, которая полагалась вполне ограниченному кругу vip-клиентов.

Досконально изучив данную ситуацию, комиссия антимонопольного ведомства пришла к следующим выводам. Предложение товара в рекламе, выставленной на всеобщее обозрение, признается открытой публичной офертой, то есть содержит условия договора купли-продажи (публичного договора, согласно правилам розничной торговли), который продавец готов заключить с любым, кто откликнется на его предложения. Публичный договор в данном случае фактически устанавливает правила, по которым осуществляется продажа товара. Кроме того, скидка не является элементом цены и поэтому не может быть заявлена как существенное условие публичного договора. Информационный стенд должен указывать на цены, реально действующие на момент приобретения топлива. Таким образом, цена на табло, сниженная в соответствии с избирательной максимальной скидкой, вводила потребителей в заблуждение относительно условий продажи товара, обеспечивая продавцу временное конкурентное преимущество по сравнению с другими автозаправщиками, осуществляющими розничную продажу нефтепродуктов, что является актом недобросовестной конкуренции. Напомним: как недобросовестную конкуренцию закон квалифицирует любые действия хозсубъектов, противоречащие нормам добропорядочности, разумности и справедливости, способные причинить ущерб третьим лицам.

Надо сказать, предприниматель Зубович полностью признал за собой нарушение антимонопольного законодательства и поторопился демонтировать обманчивую информацию на рекламном стенде. Уже с июня 2011 года цены на нем указываются в соответствии с действительностью. Дело в отношении автозаправщика было прекращено в связи с добровольным устранением нарушения. Однако бизнесмену придется заплатить штраф в 20 тысяч рублей, как должностному лицу.

Стоит заметить, что на заправке г-на Зубовича не в первый раз используется двусмысленная реклама ради приманки клиентуры. Иркутским антимонопольным управлением в начале нынешнего года была признана ненадлежащей реклама на LuxAuto, обещавшая покупателям скидку в 15%, в которой отсутствовала информация о существенных условиях получения этой скидки (она предоставлялась только клиентам с дисконтными картами, причем являлась накопительной). Несмотря на то что менеджеру АЗС Людмиле Тихвинской пришлось ответить за свои маневры, искушение покривить душой, чтобы завлечь клиента, для заправки на Академической, 25, остается непреодолимым.

Хотелось бы, чтобы игроки рынка топливной розницы отказались от попыток выдавать потребителю желаемое за действительное, реализуя бензин по сложившимся ценам. Это чревато неприятностями, прежде всего, для них самих.