Панацея от здравомыслия, или Кто гонит жертву на ловца?
Кто-то сказал, что непрерывная ложь утрачивает свою праздничность. Но что мы видим? С начала смутных 90-х годов мифология о всевозможных природных панацеях и целителях-чудотворцах давно уже должна была прийти к кризису жанра, вызвав у народа эффект передозировки, однако на рекламу об очередных врачующих волшебствах по-прежнему клюют и клюют доверчивые обыватели. Как в той пушкинской ироничной строфе: «Ах, обмануть меня не трудно, /Я сам обманываться рад!» Хотя уместнее было бы вспомнить менее элегические вирши: «На дурака не нужен нож: /Ему с три короба наврешь /И делай с ним, что хошь!»
Рекламное поле изобильнее прежнего пестрит незатейливыми «натуральными» рецептами буквально ото всех недугов, наподобие «щепоть горчичных семян в сутки – залог вечной жизни!», или космическими регалиями удивительных ведунов, вроде такой вот рекомендации: «Потомственный маг и целитель в 39-м поколении, магистр оранжевой магии, любимый сын Папы Римского, внук Ванги, 20-я реинкарнация Тутанхамона, друг Далай-Ламы. Снимаю. Порчу». Как ни дико это читать, все равно находятся люди (и немало!), кто этому верит. Так, на нашем отчаянии, невежестве и простофильстве процветают разного рода шарлатаны и жулики.
Закон пытается защитить нас от нашей же наивности. Но, увы, тоже не может стать панацеей от цинизма рекламистов и простоты олухов. Среди дел о нарушении рекламного законодательства в Иркутском УФАС примеров тому немало.
В июле признана ненадлежащей реклама целительницы Люазы Айбазовой, что бойко практиковала в Ангарске, пока ею не заинтересовались фискальные службы. Опубликовала эту рекламу газета «Вся неделя. Ангарск». Как оказалось, женщина вела свой широкий бизнес с давно просроченной лицензией, не имея соответствующего диплома. Министерство здравоохранения Иркутской области по запросу антимонопольного органа выдало справку о том, что лицензия на занятия народной медициной (целительством) для знахарей-индивидуалов действительна всего три года. Срок лицензии г-жи Айбазовой истек еще в 2000 году. Что не мешало ей больше десятилетия получать свои сомнительные доходы. Реклама «всесильной» Люазы Гыккаевны не только по содержанию незаконна, но и по форме приведет в шок любого хоть мало-мальски здравомыслящего читателя. Статья о ней озаглавлена так: «Люаза Айбазова: «Не бывает, чтобы не вылечила». Текст ошеломляет поразительными фактами биографии знахарки о ее дивном исцелении ангелами. «Семь высоких светловолосых братьев, бывшие люди», – так характеризует кудесница своих потусторонних покровителей. Есть в статье и прозрачные обетования, совсем странные: «Бизнесмены могут надеяться (обратившись к нашей Цирцее. – Авт.) на получение нужной подписи, родители курящих девочек – на содействие в избавлении от плохой привычки». Остается только удивляться, что люди могут воспринимать подобные «откровения» всерьез.
А вот другое рекламное дело из летней хроники – о непревзойденных «оздоровительных» свойствах растительного масла «Злата пальма», которые расхваливала газета «Вестник Усть-Илимского ЛПК» (учредитель ООО «Информационный центр «Илим») по заказу некой гражданки С.А. Буяльской. Пометки о том, что текст является рекламой, нет. Кроме того, налицо еще два грубейших нарушения: пищевому продукту приписываются лечебные свойства и характеристики, причем делает это ни кто иной, как доктор медицинских наук, врач терапевт-токсиколог Ольга Шашкова (использовать образы медицинских работников закон не возбраняет при рекламировании исключительно медицинских товаров и услуг. – Авт.). В наступательной манере цыганской гадалки, не дающей опомниться от потока фраз, богато украшенных метафорами (в чем безошибочно угадывается борзое перо опытного копирайтера), доктор Шашкова на все лады превозносит драгоценное масло. Кажется, нет тех болезней, недомоганий и дискомфортных состояний, которые не отступили бы под воздействием этого магического продукта. Вот, к примеру, несколько цитат.
«Злата пальма» – полноценный, уникальный, стратегический продукт питания, под воздействием которого организм сам находит путь к восстановлению утраченного здоровья…», «… укрепляет иммунную и сердечно-сосудистую системы, эффективно при кожных заболеваниях, варикозе, гастрите, язвенной болезни желудка, 12-перстной кишки, незаменимый продукт при сахарном диабете, ожирении, уменьшает риск раковых заболеваний (в т.ч. молочных желез), нормализует давление, показано при заболевании суставов и позвоночника, восстанавливает зрение и защищает от катаракты, улучшает память, способствует нормальному протеканию беременности, защищает организм от преждевременного старения…», «…предупреждает такие грозные осложнения, как потеря зрения, почечная недостаточность, гангрена нижних конечностей…», «…решает проблемы мужского и женского здоровья, предупреждает и замедляет рост аденомы предстательной железы у мужчин…», «…без операционного вмешательства женщины избавляются от фибромы и мастопатии…», «…всего одна столовая ложка масла «Злата пальма» в день ведет ваш организм к оздоровлению!..», «…употребление масла сочетается с назначенными врачом лекарствами, необходимость в приеме которых постепенно исчезает…». Уж сколько раз твердили миру: говорить о врачебном эффекте товаров немедицинского назначения в рекламе некорректно и запрещено. Все равно упрямые заказчики так и надсаживаются в посулах при помощи какого-нибудь БАДа или пищевого продукта избавить от всех хворей, начиная лунатизмом и кончая газовой гангреной, геморроем и эпилепсией.
В обоих случаях, о которых мы рассказали, ответственность за нарушения рекламного законодательства должны нести рекламодатели. Одна из них – ведунья Айбазова – скрывается от карающей длани закона в Карачаево-Черкессии. Другая – Светлана Буяльская из Усть-илимского района – прислала антимонопольщикам пояснения о том, что давно оставила торговлю спасительным маслом, после чего тоже исчезла. Сколько еще придется служащим контрольного ведомства гоняться за призраками, чтобы вручить постановления о штрафах, остается гадать.
Но возникает другой вопрос, адресованный уже рекламораспространителям шарлатанских заклинаний. Формально, согласно действующей на сегодня букве закона, они чисты. С них спроса нет. Значит ли это, что средства массовой информации должны беззастенчиво «зашибать деньгу» на заведомо завиральных идеях, печатая рекламную продукцию, противоречащую не только закону «О рекламе», но и здравому смыслу, и даже, по большому счету, этике добросовестной информационной трибуны. Пристало ли газетам становиться площадной ареной, где нечистоплотные фокусники морочат легковерные головы соотечественников? Добропорядочно ли это по отношению к читателям? Может быть, законодатель напрасно в подобных нарушениях не усмотрел ответственности рекламораспространителя? И если бы СМИ за насаждение ложных иллюзий в обществе несли ее, наряду с заказчиками, наверно, меньше таких «зазывалок» и «обещалок» выходило бы в свет – и меньше было бы жертв у этих массовых «сеансов гипноза».