12.10.2011 12:00
Рубрики
Общество
Теги
12.10.2011 12:00

Служение муз не вытерпит … стриптиза

Экспертный совет по рекламе начал свою работу

Первое рабочее заседание экспертного совета при антимонопольном управлении Иркутской области, которое состоялось 22 августа, было отмечено большим вниманием общественности. Его широко и подробно осветила пресса, активно обсуждали земляки в социальных сетях. Как оказалось, предметом оценки экспертов при территориальном УФАС – представителей власти, науки, общественных и религиозных организаций – стали именно те рекламные продукты, которые были замечены потребителями, задели их внимание и вызвали неодобрение.

Всего на заседании совета обсудили семь объектов рекламного творчества. Некоторые из них антимонопольщики выявили самостоятельно, в то время как на другие указали заявители. Так, по заявлению иркутянина был рассмотрен баннер с поздравлением к 65-й годовщине Победы, где рядом с лозунгом «Иркутск. Весна. Победа» соседствовал логотип предприятия: «Сантехника «Бригантина». Подобная близость священно-патриотического плана с меркантильно-бытовым показалась оскорбительным некоторым жителям областного центра. По этому поводу члены экспертного совета выразили разные мнения. С одной стороны, эксперты признали, что коллектив фирмы «Сантехника «Бригантина» не преследовал цели нанести оскорбление чувствам земляков. Участвуя в социальном проекте по поздравлению горожан с великим праздником, фирма не упустила возможности заодно напомнить и о себе. Просто о двусмысленности баннера не подумали. Поэтому дело о ненадлежащей рекламе возбуждаться не будет. Однако члены совета единодушно признали, что в подобных акциях нужен какой-то разумный алгоритм для всех участников, во избежание досадных инцидентов. Священник Павел Телегин подчеркнул, что людей возмутил некий визуальный паритет между лозунговой частью баннера, относящейся к святыням в понимании людей, и той «плотской», как выразился батюшка, частью, которая рекламирует продажу сантехники. Во избежание подобных ситуаций он предложил от имени экспертного совета рекомендовать муниципальным властям убеждать рекламодателей такого плана социальной рекламы, чтобы те свои логотипы печатали размером не более 10% площади баннера. Тогда иерархия смыслов будет соблюдена. Это предложение члены совета единодушно поддержали.

Они оказались совершенно правы, так как подобную норму для спонсоров социальной рекламы недавно ввели федеральные законодатели. Согласно изменениям в часть 6 статьи 10 закона «О рекламе», в рекламе социальной направленности упоминание о спонсорах может занимать не больше 3 секунд эфирного времени, если речь идет о телевидении, либо не больше 7% площади кадра; в рекламных продуктах, распространяемых любым другим способом, – не больше 5% площади. Как видим, закон принуждает благотворителей к еще большей скромности, нежели члены нашего совета. В мэрию Иркутска уже отослано письмо УФАС с рекомендациями разъяснять спонсорам социальной рекламы новеллу рекламного законодательства, непосредственно им адресованную.

Однозначно осудили эксперты баннер кафе «Кокос». На остановке «Джамбула» в областном центре очень многих иркутян шокировало изображение молодой женщины в откровенной позе практически без белья. В день работы экспертного совета это изображение в самых «критических» местах прикрыли черными квадратами (вероятно, услышав сигнал о бдительности контрольного ведомства). Но, как показал опрос прохожих граждан, проведенный одним из телеканалов, даже в таком виде баннер казался иркутянам развратным и вызывающим. Особенно наступательно против подобной рекламы на совете высказывались представители духовенства. Иерей иркутской епархии Павел Телегин заявил, что любые посягательства на уважительное, трогательное отношение к женщине являются социально опасными, разрушают семью, сознание людей, подтачивают молодые души. «Я, как выразитель ценностей православия, – подчеркнул священник, – готов поддержать любые гонения на такие тенденции в рекламе!»

Оскорбительными назвали члены совета два рекламных ролика на канале Братской студии телевидения, где цены на натяжные потолки сочетались с завуалированной бранной лексикой. Жаргонное словечко «пипец» один из членов совета буквально назвал «хамским». С ним единодушно согласились и все остальные участники заседания.

Реклама услуг знакомств в газете «Поехали» города Братска с изображениями полуобнаженных девушек была единогласно признана непристойной и оскорбительной.

Соседство баннера «Стриптиз 7 ночей в неделю» с парадным входом в здание областной филармонии шесть членов совета во главе с председателем А.В. Кулишом сочли недопустимым, оскорбляющим эстетические ценности, а шесть членов совета таковым не посчитали. Перевес противников баннера обеспечил голос председателя совета: дело о ненадлежащей рекламе будет рассмотрено.

Решения экспертного совета по рекламе при Иркутском УФАС легли в основу дел против тех рекламодателей, чей креатив «зашкалил», по мнению критиков, за границы благовидности. По завершении разбирательств о ненадлежащей рекламе последуют административные дела и наложения штрафов, которые, напомним, за нарушения рекламного законодательства составляют от 100 до 500 тыс. рублей.

В ближайшее время состоится рассмотрение дел по рекламе натяжных потолков на Братской студии телевидения и в отношении кафе «Кокос». 

Следующее заседание экспертного совета назначено на 21 ноября текущего года. Оно также будет публичным. Предложения к повестке может подать любой, кто не желает мириться с бескультурьем и эпатажем на рекламном поле.