19.10.2011 12:00
Рубрики
Территории
Теги
19.10.2011 12:00

Подведены итоги работы Координационного совета МАСС

13–14 октября в городе Бийске Алтайского края состоялось очередное заседание Координационного совета по местному самоуправлению Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» под руководством председателя совета и спикера Законодательного Собрания Иркутской области Людмилы Берлиной. В нем приняли участие представители 12 регионов Сибирского федерального округа. В минувший понедельник Людмила Берлина рассказала журналистам об итогах заседания. 

Заседание совета по местному самоуправлению было посвящено обсуждению двух тем: финансового обеспечения решения вопросов местного значения и совершенствования административно-территориального устройства в субъектах РФ.

Людмила Берлина рассказала в своем докладе о мерах, направленных на повышение финансовой обеспеченности органов местного самоуправления, которые принимаются в Иркутской области, – о межбюджетных трансфертах, о софинансировании социально значимых расходов, о мерах по повышению доходной части местных бюджетов.

– Все эти меры, безусловно, дают определенный результат, но, к сожалению, принципиально решить вопрос обеспеченности местных бюджетов не позволяют. Особенно с учетом известных ограничений собственно регионального бюджета, – отметила она.

В ходе обсуждения первого вопроса участники рассказывали о наработках по расчету и методике распределения межбюджетных трансфертов и делились опытом в сфере наращивания собственных усилий органов местного самоуправления муниципальных образований, необходимых для пополнения доходной части местных бюджетов. В первую очередь эта работа по легализации доходов и расширению налогооблагаемой базы, работа с работодателями и налогоплательщиками, в том числе с применением нестандартных форм и методов, например, функционирование межведомственных комиссий, в которых работают представители прокуратуры, органов местного самоуправления, органов внутренних дел, налоговой службы. Пополнение доходной части местных бюджетов зависит и от уровня поступлений имущественных налогов (земельный налог, налоги на имущество физических лиц). В этой связи на уровне муниципалитетов важна работа по инвентаризации земель и объектов недвижимости на предмет их использования конкретными лицами. Востребованы меры по выявлению неэффективно используемых земель сельскохозяйственного назначения и их передаче в муниципальную собственность с последующим их предоставлением эффективным собственникам и арендаторам в соответствии с действующим законодательством. Координационный совет принял решение обратиться в Госдуму РФ с предложением продолжить работу по повышению эффективности межбюджетных отношений.

– Необходимо закрепление на постоянной основе соответствующих налоговых и неналоговых платежей в муниципальные бюджеты, чтобы выполнять вопросы местного значения, – сказала Людмила Берлина.

Непростая дискуссия развернулась при обсуждении вопроса территориальных основ местного самоуправления.

– С самого момента принятия ФЗ № 131 его оппоненты постоянно критикуют институт местного самоуправления и предпринимают попытки его демонтажа. По их мнению, гораздо удобнее централизовать систему и вертикально выстраивать управление территориями. Члены нашего Координационного совета сошлись во мнении, что именно система местного самоуправления помогает развиваться местному сообществу и выстраивать приоритеты в решении вопросов жизнеустройства и жизнеобеспечения граждан на местах, – прокомментировала спикер ЗС.

На совете также обсуждалась возможность укрупнения муниципальных образований с целью их экономической состоятельности и потенциала. Представители Красноярского края констатировали, что их устраивает сложившееся в регионе количество МО, и что за весь период, прошедший с момента начала реформы, они изменили статус лишь одного городского округа на статус городского поселения в рамках муниципального района. Гораздо сложнее стоит проблема административно-территориального устройства МО для Алтайского края. В регионе создано большое количество муниципальных образований и идет процесс их объединения.

– Но во всех рассматриваемых случаях это не демонтаж, а экономически обоснованный процесс укрупнения. Органы власти не дают установку сверху, а население само обдуманно и обоснованно принимает решения об объединении, например, двух мелких сельских поселений в одно, – подчеркнула Людмила Берлина.

По ее словам, у представителей Алтайского края также возникло предложение о принятии регионального закона о должности старосты как структуре местного самоуправления, которое поддержал губернатор края Александр Карлин. Людмила Берлина намерена в дальнейшем изучить опыт Алтайского края по созданию и реализации закона о старосте.

Кроме того, в рамках заседания прошла дискуссия по поводу вопроса объединения городских округов и муниципальных районов в одно муниципальное образование. Даже обоснованное и поддержанное всеми жителями этих МО решение об объединении на сегодняшний день не подкреплено необходимыми нормами в федеральном законодательстве.