19.10.2011 12:00
Рубрики
Мнение
Теги
19.10.2011 12:00

Николай Труфанов: Новая индустриализация Иркутской области уже начата

По оценке, с которой согласны сегодня многие депутаты Законодательного Собрания Иркутской области, одним из ключевых направлений модернизации экономики региона является его индустриальное развитие, в том числе – направленное на освоение ресурсного потенциала, развитие инфраструктуры, интеграцию межотраслевых связей в рамках внутрирегионального сотрудничества. Ярким примером такой интеграции в Иркутской области является взаимодействие предприятий, осуществляющих грузовые и пассажирские перевозки.

О собственных взглядах на перспективы развития транспортной отрасли в регионе в контексте приоритетов социально-экономического развития Иркутской области рассказывает депутат Законодательного Собрания Иркутской области, генеральный директор ЗАО «Верхнеленское речное пароходство» Николай Труфанов.

 

– Николай Степанович, известно, что депутаты Законодательного Собрания неоднократно поднимают тему повышения доходной части консолидированного бюджета Иркутской области. Насколько эта задача выполнима? Какими средствами, на ваш взгляд, она должна решаться?

– Единственный, в конечном итоге, правильный способ последовательно увеличивать поступления в бюджет – это развитие экономики. Причем для Иркутской области речь идет, прежде всего, о тех базовых отраслях, в рамках которых уже создана мощная производственная база, имеются соответствующие кадры, имеется возможность расширять производство и осваивать новые рынки сбыта. Транспорт – один из наиболее ярких примеров, о котором могу судить как представитель отрасли. Она сегодня не только обеспечивает производственные связи между предприятиями, доставку населению предметов потребления и перевозку пассажиров. Наши транспортные предприятия еще и наполняют региональную казну налогами, обеспечивают рабочие места.

Хочу процитировать председателя Законодательного Собрания Людмилу Берлину: «Иркутской области нужна вторая индустриализация, только развитие производств обеспечит развитие других секторов, в том числе социальной сферы, а также малого и среднего бизнеса». Я на примере собственной профессиональной деятельности могу говорить о том, что новая индустриализация уже ведется. Мы видим это, когда сталкиваемся с перспективными планами различных компаний, начинающих реализовывать в регионе новые проекты. Сейчас идет активный процесс экономической интеграции различных транспортных предприятий региона. Например, Верхнеленское речное пароходство и Восточно-Сибирскую железную дорогу связывают многие годы успешного сотрудничества, а сегодня, когда появились новые перспективы развития, наше взаимодействие только укрепляется.

– О каком сотрудничестве вы ведете речь? Как вы оцениваете ближайшие перспективы общей работы?

– Взаимодействие наших двух организаций можно расценивать только как поступательное развитие и расширение, где главная точка соприкосновения – это наращивание объемов по перевозке грузов. Посудите сами: расчетная лесосека только в Киренском районе составляет семь миллионов кубометров древесины в год. В ближайшее время рассчитывать на строительство современной автотрассы из Киренска, скажем, хотя бы до Магистрального и Казачинского, сложно. И доставка грузов будет осуществляться только в одном, единственно возможном алгоритме – водой и железной дорогой.

Уже сейчас готовы к запуску два завода по переработке леса в Казачинско-Ленском районе и еще один – в Усть-Куте. В Киренске запущено лесоперерабатывающее предприятие с объемом переработки 150 тысяч кубометров круглого леса в год. Запускается инвестпроект по утилизации всех отходов от переработки древесины с выработкой тепла на новом теплоисточнике в Киренске.

Как производственник я точно знаю: мы должны использовать те ресурсы, которые у нас уже есть! И торговать мы должны не только сырьем, но и собственной продукцией!

На севере Иркутской области идет освоение месторождений газа и нефти. Грузопоток углеводородов через осетровский транспортный узел – станцию Лена – возрастет в разы. И это тоже вопрос сотрудничества между ООО «Верхнеленское речное пароходство» и ОАО «РЖД». Решение о строительстве второй ветки БАМа также нацелено на наше долгосрочное взаимодействие. Это даст новый импульс к развитию севера области. Появится возможность разрабатывать богатейшие месторождения калийных солей и доставлять продукцию до потребителя. Бесспорно, вторая ветка предполагает рост грузопотока в страны Тихоокеанского региона.

Есть еще одно направление нашего тесного взаимодействия с Восточно-Сибирской железной дорогой. Доставка угля и мазута для нужд ЖКХ северных территорий осуществляется благодаря нашему сегодняшнему тесному взаимодействию.

– В настоящее время на сети железных дорог России наблюдаются проблемы с предоставлением подвижного состава грузоотправителям. Повлияли ли эти обстоятельства на работу вашего предприятия? Если да, то каким образом?

– На работу нашего предприятия временный дефицит вагонов не повлиял. Однако предприятия лесного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства очень существенно затронул. К примеру, начало отопительного сезона в Казачинско-Ленском и Усть-Кутском районах было под угрозой срыва. Для меня как депутата Законодательного Собрания от этих территорий, как представителя крупнейшего предприятия (Осетровская РЭБ флота в Усть-Куте) вопросы снабжения топливом северных муниципалитетов являются приоритетными. Потому что тепло на Севере – это жизнь.

– Возможно ли на сегодняшний день создание в Осетровском речном порту крупных погрузочно-разгрузочных площадей для автомобильного транспорта в качестве альтернативы железнодорожному?

Не думаю, что подобная альтернатива возможна в ближайшие годы. Строительство федеральной автодороги «Вилюй» пока идет, на мой взгляд, не очень активно. Тому есть ряд причин. Главная – отсутствие мощных асфальто-бетонных заводов с производительностью не менее 300 тонн асфальта в час. Недостаточное количество карьеров по добыче гравия. Без современной трассы строительство новых погрузочно-разгрузочных терминалов для автоперевозок не имеет смысла. Тот объем перевозок, которые осуществляет автотранспорт, будет практически сохранен.

Вместе с тем я убежден в необходимости создания транспортно-логистического центра в Восточной Сибири с участием крупнейших наземных, воздушных и водных транспортных предприятий. Общие тенденции развития мировой экономики показывают, что все более определяющим в развитии реального сектора экономики и, как следствие, повышения уровня жизни становится совершенствование существующей и создание новой транспортной инфраструктуры Сибири – связующего звена, моста между Европой и странами АТР. Азиатско-Тихоокеанский регион является чуть ли не самым динамично развивающимся в мире. И здесь для нас существуют огромные возможности по открытию новых рынков и использованию своих национальных преимуществ. Уверен, что создание подобного логистического кластера даст новый импульс к развитию всех его участников и региона в целом.