21.10.2011 12:00
Рубрики
Культура
Теги
21.10.2011 12:00

Крестьянская философия усть-ордынского фермера

Фермер из Эхирит-Булагатского района Виктор Катанаев не только основатель маленького «государства» с собственными домами, спортзалом, фермами, подстанцией и пасекой, он – создатель собственной крестьянской философии. В организованном им поместье наемные работники трудятся на равных с хозяином, едят в общей столовой и получают премии за здоровый образ жизни. Неслучайно именно Виктору Катанаеву – единственному из фермеров Иркутской области – за особый вклад в развитие экономики региона недавно была вручена юбилейная медаль «350 лет Иркутску». 

– Если привезли крепкого мужика побороться – уважать начну сразу же. Я всегда хочу проверить прочность города и деревни, – столь необычно встретил нас хозяин поместья.

Удивления на этом не закончились. Спортивный зал, оборудованный тренажерами и столом для занятия теннисом, детские качели-карусели, обнесенные ярким заборчиком, несколько добротных двухэтажных домов в окружении цветочных клумб, просторная столовая…

– И впрямь отдельное государство, этакий «сибирский Люксембург».

Довольный произведенным эффектом, Виктор Михайлович усмехается в усы:

– А вы что, рассчитывали здесь увидеть грязь по колено и свиней, лежащих в кучах навоза? Конечно, спортивные забавы мы откладываем, в основном, на зиму. Весна, лето, осень – это та пора, когда крестьяне себя проверяют на прочность.

– Какой же вы крестьянин? Вы же инженер…

– По специальности – энергетик-горняк. Окончил Иркутский политехнический институт. От рабочего дошел до начальника участка горного цеха. Работал 27 лет на Харанутском угольном разрезе. Как стал фермером? От бога человеку дано две профессии: земледелец и животновод, остальное – от лукавого. Цивилизация, к сожалению, разрушает внутреннюю гармонию человека. Жизнь должна быть трудная, но достойная. Вот эти основы меня и привели в сельское хозяйство. У нас с супругой пятеро детей. Когда мы поняли в 90-е годы, что если, как все, оголтело бросимся деньги зарабатывать, ничего хорошего из этого не выйдет. Если мы пойдем по этому пути – оставим детям самое никчемушное наследство. Ведь что такое деньги? Это взаимоотношения, товарообмен, а мы в культ их возвели. Можно и самому прожить, если есть голова на плечах и предприимчивость.

Фермерское хозяйство супруги Катанаевы организовали в 2003 году. До этого, по признанию Виктора Михайловича, он пытался «строить коммунизм» на Харанутском угольном разрезе. Поняв, что «государственный переворот» совершить не удастся, будущий фермер продал дом в столице округа и, поселившись с семьей в вагончике средь пустого поля в пяти километрах от Усть-Орды, купил на вырученные деньги трактор. Очень помогли прочно встать на ноги пять-шесть профессий, которыми Виктор Катанаев овладел еще с юности.

– Начали мы выращивать картофель, – вспоминает хуторянин. – Стали разводить птицу, выращивали индюшек до 100 голов. Потом случилось ЧП. Электроэнергии не было четверо суток. Моя подстанция не выдержала, и мы потеряли много птенцов…

– Духом не пали?

– Нет, конечно. Посмотрели на землю и поняли, что сам бог велел заниматься животноводством. Сегодня у нас семь гектаров картофеля, неплохой урожай получили – 190 центнеров с гектара. Растим кормовые. 1,2 тысячи гектаров земли в аренде: сенокоса – 500, пашни – 207, остальное – выпас. 120 голов скота, из них дойных коров 35. Задача – за два года выйти на 100 дойных коров. Площадь и кормовая база позволяют. Здесь чистая экологическая зона, хорошие выпасы. Держим симменталов с примесью голштинской породы. Средний надой 10–12 литров с одной коровы. Занимаемся овцеводством, пока 70 овцематок, но будем развивать это направление. Есть утки, куры, кролики, свиньи, еще занимаюсь пчеловодством, держу пасеку… В хозяйстве 17 работников. Они живут здесь постоянно. Уровень жизни, считаю, высокий. Обеспеченность людей – 12–14 тысяч рублей в месяц, к тому же мы способны еще доплачивать от трех до четырех тысяч ежемесячно. Дома строим, но в собственность не передаем. Я сторонник акционирования, но в том случае, когда люди к этому готовы. С этим нельзя торопиться. Человек сегодня привык: «Дай мне» – и тут же в бытовую пьянку! Конечно, существует проблема алкоголизации, тем не менее я их вытягиваю, здесь у меня никто не пьет. У нас два оплачиваемых выходных в месяц. Остальное – за свой счет. Если что-то серьезное: мама заболела, с детьми проблема, – всегда отпускаю, остальное – нет. На праздник – пожалуйста. Вместе за одним столом сидим, одно условие – хороший тост и беседа.

Создав базис, подумывает теперь Виктор Катанаев и о «надстройке». В ближайших планах – благоустройство территории, развитие туристической отрасли. Старший сын, увлекшись коневодством, мечтает разводить племенных лошадок, младший думает о пруде, аллеях и парках.

– Из пятерых детей с нами пока трое. Все с высшим образованием. Одна дочь окончила зоотехнический факультет, помогает в хозяйстве матери, вторая работает в прокуратуре. Средний сын, ему 29 лет, со мной с самого начала. Старший пока работает в городе, но спит и видит, когда сможет переехать к нам насовсем. Младший осмысленно поступил в сельхозакадемию. Он недавно сказал: «Ты знаешь, папа, я хочу то, что ты тут заложил, украсить. У меня озеро будет, в котором я разведу рыбу, аллеи, парки и кафе». Что ж, дело хорошее, пусть будут. В основе любого фермерского хозяйства всегда находится семья. Это же не административная форма, здесь нужна преемственность. У нас это получилось. Мы увидели преимущества природы. Задача – не только освоить землю, но еще и параллельно развиваться и расти самим. Хотим мастерские организовать: кожевенные, ткацкие, швейные, кузнечные… Цех по мясопереработке открыть – задумок много.

Не только дети тянутся в родовое гнездо. В хозяйство Катанаева постоянно просятся работники. Но берет он не всех. Говорит, что преимущество отдает трудоголикам и интеллектуалам. Взяв, начинает вести борьбу за здоровый образ жизни. Бывший десантник не терпит вредных человеческих привычек. Тем, кто не пьет и не курит, платит премии: мужчинам 400 рублей, женщинам – 500 в месяц.

– Почему женщинам больше?

– Так это же женщина, ей больше внимания требуется!

Виктор Катанаев уверен, что главное в любом производстве – человек. Его не заменишь никакой техникой:

– Ценности ведь остались, просто кому-то сегодня выгодно их «замазывать». И они просты: вера, надежда, любовь.

– Вы человек верующий?

– Конечно, а где брать силы? Но я верю не в идола, а в человеческую совесть. Конкурировать с пропагандой легкого образа жизни сложно, но возможно. Мне 58 лет. Мы не лукавим, живем искренне и создаем жизнь. Часто говорят «Этот человек плохой!» Да нет плохих людей! Просто они так сталкиваются с жизнью, что вынуждены потом из нее брать негатив для самозащиты. Людям прежде всего требуется душевное тепло, которое они находят у нас.