Валерий Лукин: Любая целевая программа – это закон, а законы надо исполнять
Принятые, одобренные и заложенные в бюджет областные целевые программы – это на сегодняшний день один из эффективных способов государственной поддержки самых разных направлений деятельности начиная от малого бизнеса и заканчивая инновационными научными разработками. Как они выполняются областными министерствами? Этим вопросом задались депутаты и провели проверку.
По словам одного из инициаторов проверки, заместителя председателя комитета по собственности и экономической политике Законодательного Собрания Валерия Лукина, министерства охотно пошли на диалог, предоставив все необходимые сведения.
– Удалось обнаружить «золушек», которых обделили деньгами?
– К областному бюджету нет вопросов. Надо отдать должное министерству финансов: оно в этом году профинансировало все целевые программы в полном объеме.
– Не получается так: деньги выделены, но слишком поздно. Надо в первом квартале, а они приходят в третьем, когда год на исходе, и пустить их в дело сложно.
– Да, такие проблемы возникают. Дело в том, что многие программы реализуются на основе софинансирования с федеральным бюджетом, а он-то, как выясняется, ненадежный партнер. Постановления российского правительства по выделению денег, условий проведения конкурсов, заключению соглашений с министерством и прочие бумаги появляются, как правило, не ранее мая, а случается, что волынка затягивается до сентября. Надо программу завершать, а она едва разворачивается, еще только конкурс объявляется. За примером ходить далеко не надо. Из-за затяжек наших федеральных партнеров исполнение программы по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса на 1 сентября составило меньше процента из запланированных на этот год 81 миллиона рублей. А это ведь приоритетное направление развития нашей экономики.
– Львиная доля средств поступает из федерального центра?
– Деньги приходят в разных пропорциях, в зависимости от программ. Одни финансируются пятьдесят на пятьдесят, другие получают больше из федерального бюджета, какие-то, наоборот – из областного. Но факт остается фактом: они приходят поздно. Поэтому депутаты вместе с областным правительством намерены подготовить обращение в российское правительство о снятии бюрократических препон, о более раннем выделении денежных средств регионам, чтобы они успели не только их получить, но и освоить.
– Итак, как вы говорите, к местным министерствам претензий нет?
– Есть беспокойство по поводу того, что все внимание министерства сосредотачивают сегодня на финансировании. А надо бы, на мой взгляд, во главу угла ставить эффективность программ. Взять ту же программу по переселению из ветхого жилья. Нам говорят: не беспокойтесь, все деньги будут освоены. Хорошо, деньги осваиваем, а сколько людей с помощью этого освоения улучшат жилищные условия, можете сказать? Нет, разводят руками.
– Чем вызвана необходимость ужесточения контроля за исполнением целевых программ?
– Во-первых, повышаем ответственность министерств и ведомств за реализацию возложенных на них целевых программ. Я считаю: программа – это закон, а законы для того и принимаются, чтобы неукоснительно исполняться. А во-вторых, бюджетный процесс все больше строится по программно-целевому методу планирования. Если в прошлом году через программы прошло лишь три процента финансовых средств, в нынешнем – уже около пяти, а в будущем мы должны реализовывать через них не меньше половины своих расходных обязательств.
– Есть программы, где ожидается 100-процентное исполнение?
– Скорее всего, с таким результатом завершатся несколько областных целевых программ, таких как «Основные направления модернизации экономики моногорода Усть-Илимска на 2010–2012 годы», «Развитие социальной инфраструктуры муниципальных образований Иркутской области на 2010–2011 годы», а также «Развитие автомобильных дорог общего пользования, находящихся в государственной собственности Иркутской области, на 2011–2015 годы».
– А есть проблемные?
– К их числу я бы отнес программу модернизации жилищно-коммунальной сферы. Там в большинстве случаев ответственными исполнителями являются муниципальные образования. Как правило, это дотационные территории, у которых зачастую просто нет средств на подготовку необходимой проектно-сметной документации.