24.10.2011 12:00
Рубрики
Общество
Теги
24.10.2011 12:00

В Иркутске разрушают Красные казармы

Две из четырех

Битва за землю в Иркутске продолжается, особенно цинично она выглядит в свете юбилея города. Жители уже привыкли к тому, что в областном центре регулярно горят памятники деревянного зодчества. Однако в опасности оказываются и здания из более прочных материалов. Так, в период с 30 сентября по 15 октября в столице Приангарья было уничтожено трехэтажное кирпичное здание, входящее в состав объекта культурного наследия «Комплекс построек Военного ведомства «Красные казармы»», расположенный на улице Пискунова, 138а. И это несмотря на протесты общественности города и законные предписания органов государственной власти области.

Эпитет «многострадальный» можно применить ко многим памятникам Иркутска, однако к комплексу Красные казармы он подходит, как нельзя более. Создание этого классического примера военной архитектуры начала ХХ века тесно связано с историей нашего города и страны. По сути, Красные казармы являются единственным в городе напоминанием о героях Порт Артура, ведь в них располагался прославленный 28-й полк, участвовавший в обороне крепости, а после отправившийся из Иркутска на защиту родины в Первую мировую войну.

– За Уралом это единственный такого масштаба военный комплекс, – говорит председатель регионального отделения Владимир Китаев. – Система таких построек была взята Павлом I в Австрии. Кстати, для строительства этих четырех зданий использован специальный полноразмерный литой кирпич. И вроде бы каждому должно быть понятно, что комплекс Красные казармы – четыре здания, обрамляющие парадный плац – это единый ансамбль. Но вот удивительно, государственный орган почему-то посчитал, что одно из зданий – идентичное другим – не является памятником. Тогда все закрыли на это глаза и отдали казарму бандитам. Но этого оказалось мало – и сейчас разрушена еще одна казарма, которая уже официально является памятником. 

Изначально казармы, построенные по проекту иркутского инженера Федора Коштяла, представляли собой прямоугольники с двумя пристройками на флангах. Вместо капитальных продольных стен инженеры использовали металлические каркасы. Фасады казарм состояли из цоколя, стены и венчания. Цоколь был выполнен из песчаника, наружные стены обложены кирпичом. Между четырьмя казармами располагался парадный плац. В данный момент в одном из оставшихся зданий Красных казарм находится управление конвоирования ГУФСИН, другой перепланирован под жилые квартиры. Еще две казармы, которые были в собственности Минобороны, в 1990-е годы были проданы и в то же время признаны вновь выявленным памятником архитектуры.

– Когда казармы в 1990-х годах обрели новых собственников, они находились в достаточно сносном состоянии, ведь два других здания стоят до сих пор, – рассказал Владимир Китаев. – Для того чтобы довести казармы до руин, вначале обрушили крышу, сломали пол, вынули металлические каркасы и оставили их гнить на 20 лет.

Вопрос о статусе казарм снова возник в 2007 году, тогда Служба по сохранению объектов культурного наследия Иркутской области и архитектор Наталья Жуковская, которая проводила экспертизу, пришли к заключению, что одна из казарм никакой архитектурной ценности не имеет. После этого там и началось строительство нового жилого комплекса. Второй этап освобождения земли под новую застройку был более затейливым.

– Избран метод, давно уже преодоленный надзорными юридическими органами в центральных территориях РФ, – сообщил Владимир Китаев. – Объект формально был продан некой Винокуровой Ирине Владиславовне, которая оформила его без охранного обязательства, и тут же предала его в управление тем, у кого приобрела. И здание было радостно оформлено без обременений в территориальном управлении Росрегистрации. Сама же собственница объекта недосягаема, так как находится за рубежом.

Сейчас на месте бывшей казармы только груда кирпичей. Однако не нужно долго ломать голову над тем, что появится на этом месте после того, как его расчистят. По сообщениям местных СМИ, с 2009 года председатель городского КУМИ Алла Танкичева подписала распоряжение о том, что вид разрешенного использования участка под корпусом казарм был изменен с «эксплуатации нежилого здания казарм» на «многоквартирные дома с подземной автостоянкой», что вроде бы позволяет собственнику использовать его с этой целью без зазрения совести. Однако, по словам Владимира Китаева, в данном случае городское КУМИ по закону не имеет права изменять вид использования земли на «нераспределенных участках», коими и является земля под памятником. Кстати, по словам руководителя Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области Виталия Барышникова, другой многоквартирный дом, построенный фактически на плацу Красных казарм, также возведен на земельном участке, который относится к памятнику.

Есть информация, что жилье в этом строящемся доме уже продано на 70%. И история может получить неприятное для собственников продолжение, если государство все-таки заставит застройщиков соблюдать закон. А органы охраны обещают довести свои требования именно до такого результата.

– Отсутствие охранного обязательства не освобождает от соблюдения законодательства Российской Федерации об охране памятников истории и культуры, – сообщил Виталий Барышников. – Представителями службы 13 октября этого года было направлено официальное заявление в ОП-7 УВД Иркутска. Кроме того, правительство Иркутской области обратилось к начальнику ГУВД по Иркутской области генерал-майору полиции Александру Обухову взять это дело под особый контроль. В настоящее время силами УВД города Иркутска продолжается проверка. Действия собственника, а также пока неизвестных лиц – непосредственных исполнителей уничтожения памятника – противоправны и попадают под действие части 1 статьи 243 Уголовного кодекса РФ – уничтожение или повреждение памятников истории и культуры. Я уверен, что разрушение памятника истории и культуры Иркутска не останется безнаказанным.