«Укрощение строптивой» под музыку The Beatles
«Все, что вам нужно, – это любовь» – такова мораль истории, которая была представлена в минувшую пятницу на сцене Иркутского областного театра юного зрителя им. А. Вампилова. Спектакль «Укрощение строптивой» по пьесе Вильяма Шекспира поставил художественный руководитель Иркутского театрального училища режиссер Валентин Зверовщиков.
Неповторимое настроение пьесе, написанной более трех веков назад, добавляла именно музыка знаменитой ливерпульской четверки – она звучит на протяжении всего спектакля. Недаром программка к постановке – практически калька к альбому Abbey Road. Кстати, на вопрос, как музыка The Beatles сочетается с пьесой Шекспира, Валентин Зверовщиков ответил: «В жизни мало что сочетается лучше, чем эти две вещи». И как ни странно, он оказался прав – музыкальное оформление спектакля «выстрелило» так же хорошо, как и необычный постановочный прием, ведь жанр спектакля не случайно определен как «генеральная репетиция в двух действиях».
Перед началом спектакля зрителей встречает экзальтированный молодой человек с горящим взглядом, в эксцентричном наряде. Наверное, именно так, по мнению большинства обывателей, и должен выглядеть представитель творческой профессии. Он – режиссер (его роль в спектакле исполнил артист Сергей Павлов), раздраженно спрашивает девушку в театральном костюме (помощника режиссера и по совместительству актрису, исполняющую в постановке роль вдовы – Ольгу Дерфлер): «Почему зрители в зале? Кто разрешил?» Узнав, что это распоряжение директора театра, приглашает всех к просмотру спектакля «о секрете семейного счастья лучшего драматурга всех времен и народов». Но, опустившись в глубокое кресло за столиком возле сцены, он не успокаивается и во время спектакля то и дело вмешивается в действие, то называя артистов «палачами русского театра», то желая увидеть «больше мысли в глазах». В антракте он шепотом, но в микрофон занимается аутотренингом, убеждая себя, что он гений. А во втором отделении даже выходит на сцену в роли слуги и портного и под хохот зала терпит экзекуцию от разбушевавшегося Петруччо (Вадима Карионова), который наверняка реализовал тайное желание всех артистов. Эпизод, кстати, свидетельствует о хорошем чувстве юмора и способности к самоиронии Валентина Зверовщикова, что, несомненно, достойно уважения.
Основное же действие этой знакомой каждому школьнику истории разворачивается в почти соответствующих времени действия декорациях, которые придумал художник Андрей Штепин и в костюмах Натальи Убрятовой. Богатый дворянин Баптиста (Вячеслав Степанов, заслуженный артист Владимир Привалов) не может выдать замуж младшую дочь Бьянку (Людмила Ревтович), у которой от женихов отбоя нет, пока не найдет мужа для старшей – строптивицы Катарины (Виктория Криницкая). Он решает к неудовольствию претендентов на руку и сердце первой – Гремио (Игорь Бялоус) и Гортензио (Олег Тупица) – удалить ее от света, пока не найдется жених для Катарины. Тут на их счастье является охотник за наследством Петруччо, который уверяет, что готов жениться хоть на крокодиле, и берется обуздать строптивицу. В то же время в Бьянку влюбляется богатый наследник из Пизы Люченцио (Дмитрий Иванов), который вместе с Гортензио нанимается к ней учителем изящных искусств и влюбляет в себя девушку. Пока Петруччо не дает есть и спать Катарине, усмиряя ее дикий нрав, Люченцио женится на Бьянке.
Наблюдать за игрой артистов в спектакле интересно. Заметно, что во время работы над постановкой они веселились, и это настроение, нередко возникающие на некоторых репетициях, благодаря интересному режиссерскому приему актеры смогли привнести и в спектакль. В результате зритель тоже как будто становится частью «театральной кухни» и заражается этим жизнерадостным настроем. Недаром многие зрители после премьеры признавались, что не зря потратили этот пятничный вечер, придя в театр.
– Зрители как бы станут свидетелями репетиции в современном театре, – рассказал о замысле режиссер Валентин Зверовщиков. – Такой прием был применен для того, чтобы выразить узость мужского взгляда на роль женщины в семье и обществе. Его в спектакле транслирует режиссер, а его актрисы с ним активно не соглашаются.
Кстати, эта самая узость, выраженная в мысли о том, что сила женщины в слабости, звучит в наше время почти крамольно. Ее озвучивает строптивица Катарина, при этом явно посмеиваясь над собственным монологом. В финале звучит одна из лучших песен ливерпульской четверки All you need is love, оставляя прекрасной половине зрительного зала право решать, как ее обрести с помощью силы или слабости.