Батор Цагадаев: «Облкоммунэнерго» сегодня переживает второе рождение
В последние два года в ОГУЭП «Облкоммунэнерго», которое обслуживает порядка 170 населенных пунктов в Иркутской области и является поставщиком электрической энергии более чем для 1 млн жителей региона, произошли большие изменения. Предприятие провело реорганизацию своей структуры, начало масштабную инвентаризацию и модернизацию сетей, реформа коснулась и управленческой системы. О переменах в работе предприятия и о том, как они отразились на качестве энергоснабжения в регионе, рассказал генеральный директор ОГУЭП «Облкоммунэнерго» Батор Цагадаев.
– Батор Даржапович, прошлый год стал для компании периодом преобразований, в том числе масштабной реорганизации. Как это отразилось на работе «Облкоммунэнерго»?
– Наше предприятие имеет более чем 40-летнюю историю. На этом пути были этапы роста, реформирования, застоя, но нынешний период по праву можно назвать эволюционным. Можно с уверенностью утверждать, что ОГУЭП «Облкоммунэнерго» сегодня переживает свое второе рождение, и это во многом связано с переменами в структуре компании, кардинальными изменениями в принципах управления предприятием.
Согласно требованиям российского законодательства, в соответствии с распоряжением правительства Иркутской области компания в прошлом году была реорганизована путем выделения сбытовой деятельности в отдельное предприятие ГУЭП «Облкоммунэнерго-Сбыт». После реорганизации «Облкоммунэнерго» продолжает свою работу в качестве сетевой организации, в нашем ведении осталось обслуживание электрических сетей, их текущий капитальный ремонт, а также развитие электросетевого хозяйства Иркутской области. За эти два года компания совершила количественный и качественный рывок: объемы инвестиций увеличились более чем в пять раз, объемы эксплуатационных работ – в 10 раз, капитальный ремонт – более чем в 3,4 раза. Все это стало возможным благодаря поддержке правительства Иркутской области и четкой, слаженной работе коллектива, а также значительных подвижек, связанных с модернизацией предприятия, оптимизацией процессов.
– Помимо этого в компании проводится масштабная инвентаризация имущества. Это тоже является требованием законодательства?
– Техническую инвентаризацию можно сравнить с переписью населения – весьма затратным мероприятием, которое государство проводит регулярно, несмотря на издержки, чтобы понимать, каким демографическим капиталом оно располагает на данный момент, и какую социальную политику проводить. «Облкоммунэнерго» существует с 1969 года, за эти годы количественные и качественные характеристики сетевого хозяйства неоднократно менялись. Соответственно, информация о состоянии объектов требует детального уточнения. Кроме того, с 1997 года с выходом в свет ФЗ «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним» появилась необходимость в оформлении прав собственности на объекты недвижимого имущества в установленном законом порядке. С 2006 года, с развитием рыночных отношений, перед ОГУЭП ставилась задача по преобразованию предприятия в акционерное общество. В связи с этим необходимость в проведении государственной регистрации прав области на объекты недвижимого имущества стало обязательным условием для работы предприятия.
Из-за недостатка финансирования эта сложная и дорогостоящая процедура неоднократно откладывалась, но в 2009 году были выделены необходимые средства.
– Большой объем работ удалось выполнить?
– За 2009 и 2010 годы мы провели техническую инвентаризацию и землеустройство объектов электросетевого хозяйства в девяти из десяти филиалах «Облкоммунэнерго». Специалистами было учтено и зарегистрировано почти 6 тысяч километров линий электропередачи и более 2 тысяч трансформаторных подстанций. Сформировано и зарегистрировано 184 электросетевых комплекса. Предприятие получило технические и кадастровые паспорта на объекты и земельные участки, межевые планы, оформлены права Иркутской области и ОГУЭП «Облкоммунэнерго» на 610 земельных участков, расположенных под объектами электросетевого хозяйства. Это лишило третьих лиц возможности заявлять о своих правах на собственность Иркутской области.
Пока остались незатронутыми инвентаризацией филиал Иркутских электрических сетей и Качугский электросетевой участок, ныне вошедший в состав Усть-Ордынского филиала. Эта работа у нас в планах на 2012 год. Предстоит провести техническую инвентаризацию около 900 километров линий электропередачи и около 300 трансформаторных подстанций.
– Кроме того, вы принимаете на баланс сети муниципалитетов бесхозяйные объекты электроэнергетики?
– Да, с этого года по поручению губернатора мы начали приемку объектов электросетевого хозяйства муниципальных образований Иркутской области, которые долгое время никем не обслуживались. В этой работе нас поддерживают региональные министерства имущественных отношений и жилищной политики, энергетики и связи. С середины июля ряд территорий уже провели соответствующие конкурсы на передачу энергоинфраструктуры либо в аренду, либо в собственность областной электросетевой компании. Так, например, переданы в аренду объекты электросетевого хозяйства в Зиминском и Куйтунском районах, заключено концессионное соглашение с администрацией Мамско-Чуйского района на обслуживание электрических сетей ряда населенных пунктов. Помимо социальной значимости этой работы, ведь мы восстанавливаем ветхое электросетевое оборудование и повышаем качество энергоснабжения потребителей, этот процесс способствует повышению капитализации областного предприятия и увеличению его инвестиционной привлекательности.
– Вы упомянули о кардинальных переменах в принципах управления, в чем они заключаются?
– Реформа управленческой структуры очень многогранна. С прошлого года на предприятии началась модернизация всех систем и процессов, участвующих в производственной деятельности. Для оценки текущего состояния предприятия мы создали Координационный совет предприятия, первым результатом его работы стала «Стратегия развития ОГУЭП «Облкоммунэнерго» на период 2011–2015 годов». Следующим шагом в модернизации стало описание действующих бизнес-процессов, выявление узких мест. Также мы начали работу по описанию бизнес-процессов «как должно быть». На предприятии уже внедрены системы бюджетирования и бизнес-планирования.
Кроме того, мы совершенствуем нормативную базу предприятия, приняты ряд программ и положений, регламентирующих деятельность компании. Так, в 2010 году была разработана «Единая техническая политика ОГУЭП «Облкоммунэнерго», в которой четко определены технические нормы и правила, по которым энергокомпания ведет свою производственную деятельность, прописаны требования к электрооборудованию и материалам, которые могут применяться при проведении ремонтно-восстановительных работ и строительстве новых объектов электросетевого хозяйства.
Мы, наконец, приступили к регламентации и структурированию наших технологических и управленческих процессов. Принято положение о порядке проведения торгов, подготовлены регламенты для процесса технологического присоединения потребителей к электрическим сетям ОГУЭП, принятию на баланс объектов электросетевого хозяйства и ряд других. В завершающей стадии работа по оптимизации процесса учета и согласования договоров, которые заключаются предприятием. Эти нововведения помогут нам так организовать работу, чтобы заниматься решением не только накопившихся проблем, а реализовывать планы по преобразования предприятия в современное и высокотехнологичное.
– Как вы на сегодня оцениваете эффективность управления и результаты модернизации?
– Естественно, основным показателем является повышение качества энергоснабжения. С 2009 года количество технологических нарушений снизилось на 52%, время перерывов в энергоснабжении абонентов уменьшилось на 43%. Износ сетей, который в 2009 году достигал 83%, за счет инвестпрограммы 2010 года снизился до 80%, а к концу 2011 года мы прогнозируем снижение до 78%. Эффект достигнут в первую очередь благодаря реализации в 100%-ном объеме инвестиционной программы, утвержденной правительством Иркутской области, а также рациональной, грамотно поставленной работе по технической эксплуатации электросетевого хозяйства.
Кроме того, собственник – минимущества оценивает нашу работу и с точки зрения качества управления областной собственностью. Здесь за себя говорит тот факт, что с 2009 года стоимость основных фондов областной компании выросла в два раза, чистая прибыль составила 221 миллион рублей, что на 168 миллионов больше, чем в прошлом году.
Не меньшее значение имеет и рост качества работы, профессионализма сотрудников. С 2010 года в энергокомпании внедряется система противоаварийных тренировок линейного персонала, регулярно проводятся командно-штабные учения с участием сил МЧС, отрабатывается взаимодействие с администрациями муниципалитетов по организации совместных действий в случае природных катаклизмов и стихийных бедствий. И практика подтвердила эффективность этой работы. Весной этого года из аварийной ситуации, связанной со стихией, «Облкоммунэнерго» с честью вышло первым, устранив все возникшие нарушения в работе электросетевого комплекса области. Кстати, впервые за последние восемь лет на предприятии проведены профессиональные соревнования монтеров по эксплуатации распределительных сетей. В ходе соревнований, в которых участвовали бригады девяти филиалов предприятия, оценивали знания нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность электромонтеров, знания действующих правил и инструкций по охране труда, навыков оказания первой медицинской помощи.
– Один из актуальнейших вопросов энергетики сегодня – энергосбережение. Как удается внедрять принципы энергоэффективности в ОГУЭП?
– Этому вопросу региональные власти уделяют большое внимание. В этом году правительством области была принята программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности». Кроме того, на нашем предприятии реализуется собственная «Программа повышения энергетической эффективности и энергосбережения», составной частью которого стала «Комплексная программа снижения потерь электрической энергии в распределительных сетях ОГУЭП «Облкоммунэнерго» на 2011 год». Потери электроэнергии за девять месяцев этого года составили 417 миллионов кВтч, или 15,95% от поступления в сеть. Это на 104 миллиона кВтч, или на 3,26% ниже, чем за тот же период 2010 года.
Что касается способов внедрения принципов экономии, то тут мы работаем сразу в нескольких направлениях. Так, у нас разработано и действует «Положение о материальном стимулировании работников за снижение потерь электроэнергии». За семь месяцев этого года работники «Облкоммунэнерго» составили более 3,8 тысячи актов о безучетном пользовании электроэнергией в количестве 20,5 миллиона кВтч, выявлено 511 фактов бездоговорного потребления электроэнергии на 5,5 миллиона кВтч. Работа по обнаружению хищений электроэнергии позволила вернуть в бюджет предприятия 19,7 миллиона рублей. Эти средства пошли на ремонтно-восстановительные работы объектов электросетевого комплекса.
В рамках реализации мероприятий по энергосбережению и энергетической эффективности мы применяем инновационные технологии. В частности, в этом году «Облкоммунэнерго» приступило к реализации проекта по созданию «Умных сетей» в Ангарском филиале. Система мониторинга и управления, которая лежит в основе этого проекта, позволит повысить надежность и эффективность функционирования сетей. Также в целях оптимизации потребления энергоностителей на хозяйственные и производственные нужды предприятия, в частности расхода ГСМ, внедряется система ГЛОНАСС. На предприятии значительно обновлен приборный парк, продолжается обновление спецтехники. Широкое применение тепловизионных обследований объектов электросетевого хозяйства, зданий и сооружений предприятия позволило добиться по итогам 9 месяцев экономии 31,7 миллиона рублей.
Кроме того, на предприятии развивается рационализаторское движение. Проведен первый конкурс на лучшее рационализаторское предложение в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Лучшие идеи уже внедряются в производство, и мы ожидаем, что они не только помогут упростить ряд производственных процессов, но и дадут существенный экономический эффект.
– Новые принципы управления отразились на кадровой политике в компании?
– К кадровой работе мы относимся с особым вниманием. Сегодня в ОГУЭП работает более двух тысяч человек. Разрабатывается программа привлечения молодых специалистов, выпускников иркутских вузов.
В компании разработано положение по аттестации, проведена первая плановая аттестация сотрудников категории «руководители, специалисты», которая позволила сделать предварительную оценку кадрового потенциала. Постоянно ведется повышение квалификации работников, организованы тренинги и семинары по совершенствованию бизнес-процессов. Для увеличения производительности труда персонала, а также создания материальной заинтересованности работников предусмотрено вознаграждение за выполнение ключевых показателей эффективности. На предприятии завершается разработка новой системы мотивации сотрудников.
В «Облкоммунэнерго» работает первичная профсоюзная организация, расширены социальные льготы сотрудников. Это касается, в частности, компенсации затрат проезда в места отпуска работников из территорий, приравненных к районам Крайнего Севера, начала действовать программа дополнительного медицинского страхования. Активизировалась общественная и спортивная жизнь предприятия: этим летом мы впервые провели спартакиаду, в ней приняли участие более 190 человек из пяти филиалов компании. Мы возрождаем трудовые соревнования между филиалами ОГУЭП «Облкоммунэнерго», эти незаслуженно забытые механизмы, я уверен, помогут укрепить дисциплину и повысить мотивацию к труду.
На правах рекламы