04.11.2011 13:00
Рубрики
Культура
Теги
04.11.2011 13:00

Пресс-тур: Вперед в прошлое

В начале октября почти сто журналистов из четырех десятков российских регионов посетили Беларусь в рамках пресс-тура, который в девятый раз проходил для российских СМИ и закончился традиционной пресс-конференцией президента республики Александра Лукашенко. Среди участников пресс-тура был и журналист газеты «Областная». О жизни братского белорусского народа, о батьке Лукашенко и его представлениях об идеальном государстве читайте по пятницам в цикле публикаций нашего корреспондента.

В этом пресс-туре журналистам было предложено познакомиться с ведущим промышленным регионом республики – Гомельской областью. Почти четверть производства страны, а это около 300 крупных и средних промышленных предприятий, сосредоточено именно на Гомельщине. Кроме этого треть территории области составляют сельскохозяйственные угодья, и область в состоянии полностью обеспечить себя основными продуктами питания. Вот с этими богатствами нам предстояло познакомиться в течение первых двух дней нашего тура.

Еще во времена Советского Союза республика была «сборочным цехом» всей страны. Здесь собирали практически всю промышленную продукцию, и с распадом Союза мало что изменилось. Сегодня до 70% комплектующих поставляется с наших заводов, на которых трудятся 15 млн россиян. Но если наша экономика и возрождается, то совсем не теми темпами, в каких работают белорусы. В Гомельской области производят весь готовый прокат черных металлов республики, добывается вся нефть и газ, делают до 90% стали, зерноуборочных комбайнов, соли и туалетного мыла.

 

Трудовой ритм рабочего цеха

По численности населения сам Гомель примерно такой же, как Иркутск. В нем проживают почти 500 тыс. человек из 1,4 млн всего населения области. И если брать за центр Иркутска сквер им. Кирова, то там центральная площадь носит имя всемогущего министра иностранных дел СССР Андрея Громыко, а посреди городской площади стоит бюст знаменитому земляку, который родился в деревне Старые Громыки Ветковского района Гомельской области,

В одном из пригородов расположен флагман отечественной промышленности – производственное объединение «Гомсельмаш». На предприятии работают 19 тыс. человек, и ежегодно они производят до 5 тыс. единиц различной сельскохозяйственной техники под маркой «Палессе», половина из которой благополучно работает на российских полях. В нашей стране создано девять совместных производств с «Гомсельмашем».

Особая гордость последнего времени – совместное предприятие в Харбине (КНР). С этого года там выпускают початкоуборочные комбайны, разработанные на «Гомсельмаше» специально для Китая. Вообще китайцы «неровно дышат» к Республике Беларусь, они предоставили кредит в 15 млрд рублей под 2% годовых. По словам главы государства, китайцев впечатлили трудолюбие белорусов и темпы промышленного производства. В среднем не менее 10% в год. Выше только у самих китайцев.

Основа этого производственного чуда – рабочий класс. Например, при «Гомсельмаше» работает два ПТУ, техникум и технический университет им. Сухого. Причем производственную карьеру можно сделать с рабочего места. В каждом цехе висит памятка рабочего человека. Чтобы продвинуться по карьерной лестнице, каждый рабочий должен владеть как минимум тремя рабочими специальностями и в течение года подать не менее четырех рационализаторских предложений. Если с рационализаторством не вышло, с работы, конечно, никто не выгонит, но и дальше не пустят. Единственное обязательное условие для всех – быть членом профсоюза и иметь здоровую семью. Сказано – сделано. У всех работников профсоюзные билеты, а на балансе предприятий находятся профилактории, детские сады и лагеря. Для поддержки здорового духа в семье. Аналогичная система – с ПТУ, техникумами, профилакториями и поддержкой рацпредложений – на всех главных предприятиях республики. Все они – унитарные предприятия со 100-процентной государственной собственностью. По словам первого заместителя директора по продажам ПО «Гомсельмаш» Василия Жука, в 2013 году предприятие будет приватизировано.

Что такое «приватизация по-белорусски», рассказал непосредственно Александр Лукашенко.

– Неправда, что мы сдерживаем российский капитал! Мы приветствуем его здесь. Но у нас очень сильные социальные требования к тем, кто пытается приватизировать предприятие. Как работает государственное предприятие, так должны работать и вы. А просто сюда приехать, заплатить мизерную зарплату нашему человеку и выкачать прибыль… Зачем нам нужны такие инвесторы? Если даже это будет высокотехнологичное предприятие, оно же не на нас будет работать. А людей выкинут – куда мне этих людей девать?

Поэтому мы все модернизируем спокойно сами. И потом, мы будем продавать только какую-то долю предприятий, но от контроля над ними не откажемся никогда. Если кто-то согласен на эту политику, то – пожалуйста, приходите.

 

Хай-тек в лаптях

Пожалуй, яркий пример того, как идет модернизация своими силами в Беларуси, – сельское хозяйство. Мы были как раз в то время, когда заканчивался сбор урожая. По полям шли комбайны «Палессе» и убирали остатки любимого злака Никиты Хрущева – кукурузу. Там она растет повсюду, даже вокруг Минска. Наряду с рапсом – это основа кормовой базы местного животноводства.

В 2004 году была принята Государственная программа возрождения и развития села на 2005–2010 годы. Нетрудно догадаться, что она была выполнена. По ней за это время только в Гомельской области было возведено или модернизировано 238 агрогородков – в основном на базе уже имеющихся производств.

Мы посетили один из таких агрогородков – Холмеч. По конфигурации, расположению улиц, домов, магазинов и местного ДК он похож на поселок Белореченское Усольского района. Только вместо пятиэтажных панельных домов – трехэтажные одноподьездные небольшие коттеджи. В советское время – больше 30 лет назад – в Холмечах построили свиноводческий комплекс, который благополучно работает и сейчас. Это предприятие считается одним из передовых в районе, но если, например, сравнивать наш Усольский свинокомплекс и свинокомплекс в Холмечах, белорусским коллегам пришлось бы нервно курить в сторонке от зависти, хотя там не принято ни курить, ни завидовать.

Конечно, наши передовые сельхозпредприятия на несколько порядков выше по уровню организации производства, но если у нас это скорее единичные случаи, то в Беларуси берут не столько передовыми технологиями, сколько массовым производством. В республике нет ни одного необработанного клочка земли – будь то огромные поля или частный огород, а сельское хозяйство – одна из основных отраслей экономики. Республика сама себя полностью обеспечивает продуктами питания на 97%. В магазинах, конечно, есть все – от китайского чеснока до французского сыра, но все же основные продукты питания белорусы предпочитают свои – и вкуснее, и однозначно качественнее. Опять же все при деле: и сытые, и занятые.

 

Нам денег не надо, работы давай

– Вот многие говорят: инвестиции, инвестиции, создадим рабочие места. Мы об этом не говорим в таком разрезе, что создадим новые рабочие места. У нас рабочих рук сегодня не хватает. У нас, как в советские времена, на каждой проходной, да где угодно вы можете прочитать: «требуются», «требуются», «требуются люди» – так прокомментировал Александр Лукашенко вопрос журналистов об общей экономической ситуации в стране. Но при этом открывать свои двери для гастарбайтеров в республике не собираются. Их просто не пускают. Весьма показательный пример – начало строительства одного из объектов в Минске с участием китайской стороны. С китайской стороны в возведении объекта принимают участие 50 выходцев из Поднебесной – инженеры и технологи. Все остальные рабочие – белорусы. И китайцы с этими условиями согласились.

Сами белорусы, особенно в возрасте от 25 до 40 лет, с некоторой завистью относятся к россиянам. По их меркам, зарплата в 500 долларов – это практически предел мечтаний. На эти деньги там действительно можно очень неплохо жить, даже где-то шиковать. И поэтому у тех, у кого есть возможность работать в России, с радостью соглашаются. Однако довольно скоро понимают, что с нашим уровнем цен, услуг ЖКХ и ипотечных кредитов не такие это огромные деньги. Если по итогам прошлого года из страны уехали 600 человек, то приехали 5 тыс.

В следующую пятницу мы расскажем о том, что происходит на гомельской земле спустя четверть века после аварии на Чернобыльской атомной станции, ведь 70% ее территории попало в зону заражения.