07.11.2011 13:00
Рубрики
Культура
Теги
07.11.2011 13:00

Фантасмагория Сальвадора Дали впервые в Иркутске

Расплавленные циферблаты, ящики, выдвигающиеся из женских фигур, слон на жирафьих ногах, многочисленные подпорки, удерживающие человеческое тело, – все эти знаменитые образы самого известного и эпатажного художника XX века Сальвадора Дали теперь можно увидеть в Иркутске. Выставка «Шедевры Сальвадора Дали» из коллекции екатеринбургского собирателя произведений искусства Александра Шадрина открылась в минувший четверг в музейной студии Иркутского областного краеведческого музея. Всего в экспозиции представлено более ста работ знаменитого сюрреалиста, причем его керамика и скульптура выставляются в Иркутске впервые. Кроме того, по словам коллекционера, жители и гости города смогут увидеть 50 новых работ, которые он приобрел недавно.

– Я занимаюсь коллекционированием, потому что у меня есть свободные деньги, – пояснил Александр Шадрин. – Я предпочитаю покупать произведения искусства, потому что считаю, что за 80 лет мы настолько отстали от современного мира, что нам нужны огромные «инъекции» культуры. Например, проезжаю по вашему городу и вижу восточный менталитет, кое-где рекламу начала 1990-х годов, а на Сахалине, например, в этом отношении вообще еще полный социализм. Уровень рекламы, кстати, напрямую зависит от знания современной культуры, а ведь Дали – это ведь еще и свобода в самовыражении. А моя культурная политика – показывать эти коллекции людям. Если выставки не будут идти, то коллекция должна уйти в государственный музей, скорее всего, он будет провинциальный.

Екатеринбургский предприниматель Александр Шадрин организует выставки своих коллекций по России с 1993 года, но дальше Красноярска до сих пор не выезжал, ведь транспортировка работ на такие дальние расстояния – это огромный риск. Например, когда произведения Дали ехали в Иркутск, пострадали постамент знаменитой скульптуры «Улитка», который уже имел трещину, и рамы девяти графических работ. По словам коллекционера, выставка «Шедевры Дали» уже объехала всю Россию и приехала в Иркутск из Санкт-Петербурга, где выставлялась в залах Академии художеств. Из столицы Приангарья собрание отправится на Дальний Восток.

Кстати, Дали – не первый выставочный проект коллекционера. С 1993 года он провел около 100 выставок скульптур Михаила Шемякина. С 1996 года показывал работы скульптора Эрнста Неизвестного, нонконформистов и выставку «Шедевры мировой графики», в составе которой были произведения Пабло Пикассо, Марка Шагала, Василия Кандинского и Хуана Миро. Однако многое из этих собраний Александр Шадрин продал ради того, чтобы купить произведения Сальвадора Дали.

– Из всех авторов, которых я коллекционировал, Дали мне наиболее интересен, – признался коллекционер. – Ведь Сальвадор Дали – это фантасмагория. Пикассо был более однообразен, и его работы несут очень много отрицательной энергии, потому что он не любил женщин, а Дали боготворил их. Его энергия – это энергия ребенка, ведь он был таковым по сути. Я впервые увидел его произведения в 15 лет, в спецхранении в Екатеринбургской библиотеке, где работала моя тетя, там же я увидел работы Босха. Кстати, у них обоих была некая аномалия – они действительно видели мир таковым, каким его изображали. Несомненно одно: Дали – это гений, и такого больше не будет.

Готовиться к покупке своей знаменитой коллекции, которая наделала много шума за рубежом, Александр Шадрин начал в 1998 году. В октябре 2006-го лондонская газета Artblatt, посвятив покупке данной коллекции передовицу, отметила: «Русские наступают: сначала они покупали замки, потом футбольные команды, а теперь они стали покупать и музейные ценности». Коллекционера интересовали произведения, которые находятся в трех коллекциях. Однако выяснилось, что Фонд Галлы и Сальвадора Дали в Испании, по завещанию художника, не имеет права продавать работы за рубеж. Музей Сальвадора Дали в Санкт-Петербурге (США) также не собирался расставаться с бессмертными творениями, но бывший секретарь гения дал коллекционеру ценную консультацию за 10 тыс. долларов о том, что работы Дали после 1982 года – дата смерти его любимой Галлы – можно не брать, ведь художник ничего не создал после ее ухода. А вот с бывшим юристом автора – Бенжамином Леви, которому принадлежит фонд «Мир Дали», коллекционеру повезло больше.

– Все эти организации были созданы при жизни Дали, и, кстати, он первый художник, который стал зарабатывать на демонстрации собственных работ, – пояснил Александр Шадрин. – Бенжамин Леви изначально не собирался продавать работы мастера, ведь фонд проводил выставки Дали по всему миру, кроме России. Но когда мы начали с ним переговоры, ему было 82 года, и он понял, что нужно продавать коллекции, ведь наследников, которые бы сохранили ее целостность, нет. Изначально он хотел провести со мной серию совместных выставок, но ни одна западная страховая компания не согласилась страховать экспонирование работ в России. Поэтому договор переделали с аренды на продажу, и я купил первые 45 работ Сальвадора Дали.

Потом собиратель вел переговоры с наследником знаменитого коллекционера Сальвадора Дали Пьера Аржеле, который первый провел его выставку в России, в Третьяковской галерее и подарил музею 50 работ его работ. Кристофер Аржеле продал Александру Шадрину лучшие, на его взгляд, графические работы «Тавромахию», «Обнаженную Полионеру» и «Мао Дзедуна». Кстати, коллекционер принципиально не собирает живопись сюрреалиста, считая его в большей мере графиком. В последнее время он занялся коллекционированием керамики мастера – на выставке можно увидеть около десяти расписанных им тарелок. Но истинная его любовь – скульптура.

– Моя самая любимая работа – скульптура «Женщина в огне», – рассказал Александр Шадрин. – В ней Дали не создает женского лица, как бы предлагая каждой женщине войти в этот образ. Многочисленные ящики в ее теле – это женские секреты. Мастер считал, что у женщины столько секретов, сколько их может открыть мужчина, он размещает их на левую, эмоциональную сторону, намекая, что мужчина их все равно не в силах понять до конца, поэтому он должен воспринимать ее такой, какая она есть. Пламя страсти, идущее с постамента, такое сильное, что скульптура выгнулась, ведь женщина способна в порыве страсти на такие безумства, о которых мужчина может даже не думать. Две подпорки опираются на хвостики – женскую сексуальность. Первая – неделимая – это непререкаемый авторитет женщины в семье. Вторая дробная – это ее власть в отношениях, в которых мужчина только чувствует себя хозяином, а на самом деле делает это для женщины.

Коллекционер считает, что если бы Сальвадор Дали не был сюрреалистом, ему понадобилось бы создать десятки скульптур, чтобы выразить эти мысли, а его метод позволил ему заключить все эти мысли в одной работе. Теми же чувствами поклонения женскому началу пронизана и другая скульптура мастера – «Космическая Венера».

– Художник рассекает скульптуру на две части – верхнюю и нижнюю и в центр ставит яйцо – символ Вселенной, как бы говоря о том, что в каждой женщине заключен целый мир, – пояснил Александр Шадрин. – Плечи статуи он делает широкими, как бы сопоставляя ее с древними атлантами, считая, что женщина несет всю космическую нагрузку. И время с нее стекает – Дали говорит, что Бог дает женщине краткий миг красоты, и муравьи на статуе – символ тления.

Кроме того, в экспозиции можно увидеть такие известные скульптуры, как «Потекшее время», «Единорог», «Триумфальный слон», «Улитка», барельефы и серии графических работ. Увидеть их, а также фильм о «Шедеврах Сальвадора Дали», снятый Александром Шадриным, можно будет до 18 декабря.