Законодатели сверяют позиции
Заседание комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Законодательного Собрания забуксовало с самого начала, еще на этапе утверждения повестки дня.
Узел, который не удалось пока разрубить
Дело в том, что первым вопросом шло рассмотрение поправок к законопроекту «Об отдельных мерах по подготовке части территории Иркутской области к затоплению». Он уже принят в первом чтении, и комитет предполагал вынести его на второе чтение на ноябрьской сессии. Но тут выяснилось, что одно из его положений, предполагающее выдачу сертификатов на жилье тем, кто попадает под затопление Богучанским водохранилищем, требует одобрения ведомства Виктора Басаргина – Минрегионразвития РФ. К лоббированию этого вопроса, как было сказано, подключен сенатор Валентин Межевич, и в ближайшие дни результат будет известен. Ну, а пока не расставлены все точки над и, надо взять тайм-аут и перенести рассмотрение закона на следующую декабрьскую сессию.
С этим переносом не огласился председатель комитета Юрий Фалейчик. Он уже не раз заявлял, что принятие закона недопустимо затянулось, и надо форсировать его окончательную прописку в своде областных законов.
– Хорошо, судьба сертификатов должна решиться в Москве, но остальные-то поправки, а они обширные, мы в силах рассмотреть и принять сегодня, – доказывал он. – Тем более что они выверены, возникли в ходе встреч с жителями Кеуля и связаны с организацией учета. Этот учет, дающий возможность просчитать размер необходимого жилья, невозможен, пока мы не пропишем в законе статус детей, находящихся под опекой, вновь рожденных детей и погорельцев. Давно уже пора сказать людям, на что они должны рассчитывать.
Дискуссия грозила затянуться. Что же предпочесть: отложить принятие поправок до 7 декабря, дня следующей сессии или частично рассмотреть на текущей ноябрьской сессии? Третейским судьей выбрали мэра Усть-Илимского района Виталия Хомякова.
По его мнению, переселенцы устали получать половинчатые решения.
– Надо один раз и навсегда разрубить узел, который распутываем какой год – принять закон со всеми поправками, окончательный закон. Если правительство обещает подготовить все документы за две недели, к декабрьской сессии, то давайте подождем. Дольше ждали.
Так и решили.
– Под вашу личную ответственность, – обратился Юрий Фалейчик к министру строительства и дорожного хозяйства Александру Орешкову. – 30 ноября будет заседание нашего комитета. У вас, по сути, 10 дней на согласование всех поправок, включая сертификаты. Не успеете – будем принимать без вашего решения.
Кстати, по информации Александра Орешкова, не исключено, что уже в этом году (при условии получения денег из федерального бюджета) для переселенцев будет завершено строительство первых 110 квартир в Иркутске, в микрорайоне Луговое. Всего же, согласно нынешним подсчетам, для них потребуется не менее 429 квартир.
С какой отметки стартовать
Никто не ожидал, что, казалось бы, благая весть об увеличении ассигнований областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и поддержка развития сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2009–2012 годы» вызовет у членов комитета негативную реакцию. Тем более что прибавка, о которой объявил и.о. министра сельского хозяйства Кузьма Алдаров, довольно существенная – 330 млн рублей. Таким образом, вместе с первоначальной суммой, которая планировалась в размере 470 млн рублей, помощь сельскому хозяйству из областного бюджета должна составить в 2012 году 800 млн рублей. Что выделит федеральный бюджет на принципе софинансирования, пока неизвестно. Минсельхоз РФ, как сказал Алдаров, еще не обнародовал свой бюджет.
По общему мнению депутатов-аграриев Ильи Сумарокова, Аполлона Иванова и Гавриила Франтенко, возглавляющих крупнейшие в области сельхозпредприятия, это не обещанный правительством тренд повышения финансирования сельского хозяйства, а откат назад. Ведь в этом году на поддержку сельского хозяйства направлено 1 млрд. 39 млн. рублей.
– Давайте танцевать от достигнутого, – доказывал Гавриил Франтенко. – Коль сегодня мы имеем миллиард с лишним, то резонно с этой цифры и стартовать.
Министр финансов Алексей Зезуля убеждал, что нагружать бюджет миллиардной дотацией селу слишком опасно – велики риски:
– Мы видим, что цены на цветные металлы падают, курс доллара неустойчив… Нельзя в такой ситуации разгонять расходы, нужно иметь подушку безопасности. Мы ведь в прошлом году заложили в бюджет дотации сельскому хозяйству в размере 470 миллионов рублей. Откуда возник миллиард? Из дополнительных доходов. Мы дважды увеличивали селу финансирование. Давайте поступим также и в будущем году: появятся дополнительные доходы – и мы не забудем село, добавим деньги. И к концу года, может, выйдем и на большую сумму, чем сейчас.
По мнению вице-спикера ЗС Геннадия Нестеровича, практика финансирования сельхозпроизводителей из дополнительных доходов противоречит самой специфике сельскохозяйственного производства.
– Крестьянин в начале года должен знать, на что он может рассчитывать: сколько вспахать, сколько посеять, сколько удобрений внести… Когда деньги приходят в сентябре, они ему уже не нужны. Даже технику под зиму ему невыгодно покупать.
С ним был согласен и председатель комитета Юрий Фалейчик:
– Планирование вдогонку допдоходов – порочная практика, которую надо исключить раз и навсегда. Мы вынужденно на это пошли в 2008 году, когда разразился кризис. Кризис, слава богу, миновал, а метода так и осталась. Мы системно отстаем от развития сельскохозяйственной отрасли в стране. Даже у наших соседей темпы развития сельхозпроизводства несоизмеримы с нашими. Поэтому нам снижать достигнутый уровень просто невозможно.
Члены комитета предложили внести поправку в программу, которая предлагает правительству сохранить на будущий год уровень поддержки сельского хозяйства, достигнутый в 2011 году.
Держать расходы в кулаке
Спустя два часа министру финансов пришлось защищать проект бюджета-2012 уже на заседании комитета по собственности и экономической политике. Он еще раз заявил, что бюджет удалось сбалансировать, но, следуя указаниям российского Минфина, держать деньги в заначке и не раздавать щедрых обещаний, они предпочли более осторожные прогнозы на следующий год, чем налоговые органы. Те определяют налоговую базу на 3 млрд больше, чем финансисты.
– Они пользуются расчетом динамики налоговых поступлений, а мы провели опрос всех крупнейших компаний, на две трети наполняющих областной бюджет, оценили их возможности, в первую очередь по налогу на прибыль, – сказал Алексей Зезуля. – Думаю, наши цифры ближе к реальности.
Зампредседателя комитета Валерий Лукин поинтересовался у присутствующих на заседании министров областного правительства: в какой степени удовлетворены их потребности в денежных средствах?
– Минимальные средства предусмотрены, но, конечно, хотелось бы получить больше, – сознался министр строительства и дорожного хозяйства Александр Орешков. – Нужно достраивать районные больницы в Куйтуне, в Еланцах… Институт Ленгидропроект затянул актуализацию проекта Богучанской ГЭС, и мы до сих пор не знаем всего объема работ по подготовке ложа водохранилища к затоплению.
Пока завис вопрос с туристической зоной в районе Байкальска. Как объяснил заместитель председателя областного правительства, министр экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области Сергей Аникеев, если федеральный центр пойдет на паритетное софинансирование, то на их 1 млрд рублей придется ответить миллиардом из областного бюджета.
Так что «скаредность» министра финансов, не дающего разогнать, как он выражается, расходы, вполне объяснима.