28.11.2011 13:00
Рубрики
Экономика
Теги
28.11.2011 13:00

Контролирующим органам не хватает координации

Один из вопросов, который рассмотрело на своем заседании Некоммерческое партнерство товаропроизводителей и предпринимателей, касался принимаемых мер по искоренению ввоза, производства и реализации фальсифицированной и некачественной продукции на территории Иркутской области.

Судя по заявлению Бориса Самарского, возглавляющий главный орган по борьбе со всевозможными подделками и фальсификатами – областное управление Россельхознадзора, одна из причин проникновения некачественной продукции в область – излишняя лояльность федеральных законов:

– Закон, которым мы руководствуемся в своей работе, предписывает уведомлять объект нашей проверки за три дня. Этого времени достаточно, чтобы поставщикам некачественной продукции замести следы. Для этого есть много способов. Можно вообще прикрыть предприятие, можно его перерегистрировать, а можно избавиться от деятельности, которая подлежит проверке.

По мнению председателя комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Законодательного Собрания Юрия Фалейчика, законы, может, и несовершенны, но надо умело пользоваться теми инструментами, что есть:

– Когда я вижу в магазине крестьянское масло ценою 29 рублей за пачку, то начинаю считать. Для производства одного килограмма масла требуется 25 литров молока. Даже по минимальной цене в 10 рублей за литр это уже 250 рублей. А если приплюсовать все расходы, то дешевле 80 рублей 200-граммовая пачка быть не может. Если дешевле, то это не масло, а что угодно: спрэд, растительное масло, пальмовое, вводящее в заблуждение не одну бабушку, погнавшуюся за дешевизной. Вот вам налицо фальсификат, который спокойно себя чувствует на прилавках наших магазинов.

Мы живем в плену иллюзий, не подозревая о реальных масштабах бедствия, считает Юрий Фалейчик:

– Полиция утверждает, что в область завозится не более 20% нелегальной алкогольной продукции. А люди, непосредственно связанные с реализацией крепких напитков, считают, что эта цифра в четыре раза занижена. И они, наверное, ближе к истине, потому что полиция в своих данных исходит не из реального подпольного потока, а из количества пойманных нарушителей. Сколько поймала – таков, значит, и процент нарушений. Мне железнодорожники дали справку, в которой говорится: половина контейнеров, проходящих через станцию Иркутск-Сортировочный, отправлена с Северного Кавказа. Если верить сопроводительным документам, а наши контрольно-надзорные органы, как я понимаю, верят им безоговорочно, то в них безобидный груз: металлическая мебель, изделия из пластмассы. Но все знают, что набиты они ящиками с водкой. Единственное утешение: она изготовлена из контрабандного турецкого спирта хорошего качества. Ей, по крайней мере, не отравишься.

О бессилии контрольно-надзорных органов говорил и вице-спикер Законодательного Собрания Геннадий Истомин.

– Какой уж год китайские предприниматели на наших глазах строят теплицы, выращивают овощи, и все эти огурцы и помидоры, напичканное пестицидами неизвестного происхождения, скармливает нам. Они хозяйничают как у себя дома. Даже еще вольготнее. Потому что дома они бы платили налоги, а здесь ничего не платят. Это же уму непостижимо: они процветают, а наши тепличные хозяйства, исправно платящие налоги, банкротятся. И всегда находятся какие-то отговорки у наших контролирующих органов. Я считаю, совершенно пустые. При желании за один сезон можно было расставить все по своим местам. Каждый глава поселения знает, сколько у китайцев земли. Нетрудно вычислить урожайность, стоимость продукции, полученный доход. Вот с этого дохода и плати налоги, дорогой товарищ овощевод. Для чего же тогда власть, если каждый может заниматься самоуправством и не нести за это ответственности.

И Фалейчик, и Истомин сошлись на том, что одна из причин низкой эффективности всей сегодняшней контролирующей системы в отсутствии организационного центра.

– Для того, чтобы все это по-настоящему заработало, – сказал Юрий Фалейчик, – должен быть координирующий орган. Да он, по сути, имеется. И не один. В правительстве есть межведомственная комиссия по качеству продовольствия, есть аналогичная комиссия по борьбе с незаконным оборотом алкоголя. Но на моей памяти они не собирались ни разу. Никто наши силовые структуры не озадачивает, не нацеливает. Они работают не на фактическое искоренение незаконного предпринимательства, а на отчет перед своими вышестоящими органами. Продолжаться так дальше не может. В конце концов, масштабы подделок и фальсификаций нас захлестнут, и мы вообще не увидим качественной продукции.

В своем решении члены Некоммерческого партнерства предложили правительству области реанимировать работу совета по вопросам потребительского рынка, а также инициировать принятие закона «О продовольственной безопасности в Иркутской области».