30.11.2011 10:09
Рубрики
Культура
Теги
30.11.2011 10:09

Реставраторы художественного музея Сукачева презентовали иркутянам «Вид Иркутска»

Директор Иркутского областного художественного музея имени Сукачева Елена Зубрий представила уникальное художественное полотно «Вид города Иркутска», работа по реставрации которого завершилась накануне.

– Презентацию картины мы приурочили к вручению работникам культуры и искусства губернаторской премии. Поскольку награждение проходит в музее, мы приготовили творческой элите Приангарья музейный подарок, – заявила Елена Зубрий. – Шестьдесят лет назад из Государственного Русского музея Санкт-Петербурга к нам приехала одна работа – художественное живописное полотно с видом города Иркутска. В правом нижнем углу находилась подпись: Мейер и Резанов, а на обороте печать и дата – 1868 год.

Полотно было руинировано. Долгие годы наши реставраторы буквально по кусочкам восстанавливали его, но реставрация оказалась не единственным препятствием для его публичной экспозиции. Не менее трудным было разгадать загадку изображенного пейзажа.

В верхней части полотна запечатлены пейзажи Иркутска, а на переднем плане – уборка хлеба с экзотическими деревьями, напоминающими южную или центральную часть России и не имеющими с сибирской природой ничего общего. Елена Зубрий сообщила, как благодаря переписке с потомками художника Егора Мейера и обращению к его архиву удалось выяснить, что художник, находясь в одной из экспедиций Русского географического общества, жил некоторое время в Иркутске, а потом по велению генерал-губернатора проехал в уссурийский край. Вернувшись в центральную Россию, получил заказ императора Александра II зарисовать столицу Восточной Сибири. Начав работу, Егор Мейер успел изобразить на полотне центральную часть Иркутска: институт благородных девиц, дворец купца Сибирякова, Знаменский монастырь, но внезапная смерть прервала работу. По желанию вдовы художника, трудиться над пейзажем продолжил другой художник – В. Резанов. А поскольку он ни разу не был в Иркутске, то изобразил на картине, что видел перед глазами – пейзажи центральной части России.

– Для нас это полотно имеет огромную ценность еще и потому, что на нем изображен Иркутск за 12 лет до великого пожара 1879 года, который стер с лица всю центральную часть города, – подчеркнула Елена Зубрий.