Проснуться под звуки флейты
На каких принципах надо строить жизнь, чтобы разбудить разум
Социальная деревня Заречная – своего рода уникальное место. Здесь под опекой педагогов живут люди с ограниченными возможностями, инвалидность которых предопределена проблемами с умственным развитием. Об этом социальном учреждении немало писали, но оно не перестанет интересовать журналистов, поскольку таких деревень в России всего три, а потребность в них велика. Наш корреспондент Анастасия Климова погостила в социальной деревне Заречная и пришла к выводу о том, что многие принципы, по которым там живут, не помешало бы применять и в мире обычных здоровых людей.
Принципы вежливости
В социальную деревню я приехала посреди обычного буднего дня и почувствовала себя инородным объектом, неаккуратно ворвавшимся в чужой ранимый мир. Первой моей ошибкой была попытка поговорить с жителями про здоровье, выяснить диагноз.
– Некоторые из наших воспитанников хоть и не разговаривают, но все понимают. Они очень чувствительны. Вам ведь было бы неприятно, начни кто-то выспрашивать у вас про болезни, да еще в присутствии других людей, – поправила меня управляющая Заречной Ольга Засухина.
Золотое для гостей деревни правило – ни к кому не лезть среди дня с вопросами, и лишь когда все ребята лягут спать, задавать вопросы педагогам.
– Обычные люди привыкли торопить события, суетиться, спешить с расспросами. Здесь надо подождать, когда ребята сами раскроются. У них же все мыслительные процессы замедлены, им нужно время, чтобы вникнуть, понять, подумать, – объяснила Ольга.
В деревне часто бывают иностранцы. В разное время сюда для прохождения социальной практики приезжали волонтеры из Швеции, Германии, Финляндии. Через несколько дней после моего отъезда здесь поселилась немка.
–У всех приезжих разный уровень знаний языка: кто-то может спокойно разговаривать на русском, другой почти каждое слово ищет в словаре. Объединяет всех волонтеров то, что они очень творческие люди. Почти все приезжают с необычными мастер-классами по рисованию и рукоделию. А девушка из Финляндии даже привезла ткацкий станок, на котором с успехом ткут ковры наши девушки. Также стоит отметить, что за границей к инвалидам относятся терпимее, чем в России, – рассказала Ольга Засухина.
Несмотря на особенности развития (а может быть, и благодаря им), воспитанники социальной деревни в основу поведения заложили принципы вежливости: здесь соблюдаются все основные правила этикета, про которые нередко забывают здоровые люди. Все здесь знают, что при входе в дом уличную обувь нужно заменить тапочками, а прежде чем войти в чью-то спальню, необходимо постучаться.
– К нам часто приезжают различные проверяющие, и почти все, не разуваясь и без стука, заходят к кому-то в комнату. Потом ребята меня спрашивают, почему эти люди не соблюдают простых правил. Что им отвечать, я не знаю, – поделилась Ольга.
Принцип интеграции
В Заречной все люди, независимо от диагноза, живут и работают вместе.
– В государственных учреждениях инвалиды с тяжелыми стадиями заболеваний находятся отдельно от здоровых. Это большой минус, так как у первых нет стимула и примера для развития, – прокомментировала Ольга.
Социальную деревню еще называют «домом для Марии» в честь ее жительницы Марии Ракутской. У нее самая глубокая стадия умственной отсталости – идиотия. На таких больных врачи и соцработники обычно ставят «крест»: они не могут ни ходить, ни говорить, ни владеть элементарными навыками самообслуживания. За те годы, которые Мария прожила в поселении, она научилась и самостоятельно передвигаться (ее инвалидная коляска уже шесть лет лежит на чердаке), и понимать обращенную к ней речь, и воспроизводить некоторые слова, и вести себя с окружающими ровно, спокойно.
– Я с ней познакомилась в 2002 году. Тогда у Маши была светобоязнь: оказавшись днем на улице, она кричала, разбрасывала все, до чего могла дотянуться. Абсолютно обычным способом приветствия она считала похлопывание по спине и била изо всей силы. Приходилось отучать ее – показывать, что это может быть больно, – рассказала Ольга.
– Когда Маша научилась ходить, она долгое время не могла совладать с собственным телом: встанет посреди комнаты, руки-ноги раскинет в разные стороны, и придать ей более компактную форму, чтобы другие ребята могли встать рядом, было непросто, – добавил мастер по работе с инвалидами Виктор Колесников.
– А я с Машей всегда хорошо ладила. Это настоящая артистка: вы бы видели, как она показывает наряды! Кстати, свои туфли она найдет везде – в каком бы дальнем углу они не лежали, – улыбается социальный работник Любовь Шарко.
Другой житель деревни – Роман – до девятого класса учился в обычной общеобразовательной школе. Но после неудачного экзамена у него случился серьезный нервный срыв, за ним последовали попытки суицида. Сейчас у Ромы диагноз – шизофрения. Когда два года назад парень поступил в деревню, он был очень агрессивным, мог нагрубить, даже ударить; не позволял никому до себя дотрагиваться. Сейчас Роману 28 лет, несмотря на то, что с виду он кажется хмурым и неприступным, легко идет на контакт даже с незнакомым человеком. Вечером я подошла к нему пообщаться. Темой нашего разговора стали книги – как оказалось, Рома много читает, гораздо больше, чем обычные люди его возраста.
– Сейчас дочитываю «Войну и Мир». В детстве любил Жюля Верна, Дюма. Хемингуэй тоже очень нравится. Читаю все, что попадается под руку: энциклопедии, справочники, исторические книги. Когда не понимаю какое-то слово, спрашиваю у Ольги Викторовны. Кстати, вы не знаете, что такое «мэтр»? В телепередаче услышал, – спросил меня Роман.
Принцип распределения обязанностей
На стене в гостиной висит расписание:
8.00 – подъем
8.45 – утренний круг
9.00 – завтрак
10.00 – во все будние дни работа в мастерских или на огороде, в субботу – генеральная уборка, в воскресенье – создание воскресной газеты
11.00 – чайная пауза
11.30 – продолжение работы
13.15 – обед
14.15 – работа/занятия
15.45 – перерыв (фрукты)
16.00 – дела по хозяйству
17.15 – перерыв
17.30 – занятия (риторика, музыка, просмотр общеобразовательных фильмов)
18.15 – вечерний круг
19.00 – ужин
19.30 – вечерний туалет, свободное время
22.00 – отбой.
Рядом с общим расписанием висит список, в котором прописан распорядок для каждого воспитанника деревни отдельно на все дни недели.
Самые ответственные обязанности у Татьяны Малковой. Эта девушка – сирота, свое детство она провела в детском доме для умственно отсталых детей в Ангарске. Когда Таня подросла, ее заботливая воспитательница устроила свою подопечную в социальную деревню.
Татьяна в поселении практически с самого начала его существования и за это время хорошо овладела многими хозяйственными навыками. Девушка кормит куриц и собирает яйца в курятнике, записывая их количество в специальную тетрадку, ткет, готовит завтраки.
– В понедельник – каша рисовая, во вторник – ячневая, в среду – пшенная, в четверг – гречневая, в пятницу – геркулесовая, в субботу – кукурузная, в воскресенье – манная, – скороговоркой рассказывает Таня.
– Сложно каши варить? – спрашиваю я.
– Нет, совсем не сложно. Молоко вскипятить, всыпать крупу, да время отсчитать на песочных часах. 15 минут всего. Еще, чуть не забыла, в воскресенье у нас витаминный чай из шиповника и сушеной клубники. Это чтобы мы не болели, – деловито отвечает Таня.
Эта девушка – прирожденная хозяйка: она трудолюбивая, ответственная, внимательная.
– Ой, вы кофту неправильно одели. Задом наперед, – обратилась утром ко мне Таня. Когда я ей объяснила, что кофта надета правильно, просто у нее фасон такой, она еще долго с удивлением рассматривала вещь.
Некоторые из ребят имеют по-настоящему творческие обязанности. Например, Алексей Девицкий каждое утро будит своих друзей … игрой на флейте.
– Сначала я будил всех ребят, играя на этом музыкальном инструменте, но потом, когда Алеша научился неплохо исполнять несколько мелодий, я с удовольствием передал ему эту почетную обязанность, – улыбается мастер по работе с инвалидами Виктор Колесников.
Алексей играет на флейте два раза с некоторым промежутком: во время первой мелодии ребята постепенно просыпаются, потягиваются, зевают, во время второй – встают с постели и начинают одеваться.
Два раза в день все жители деревни – ребята, социальные работники, гости, повар – собираются для утреннего или вечернего круга. На нем каждый по очереди рассказывает о том, что он делал в течение дня, или о том, что ему предстоит сделать. Во время монолога человек держит в руках маленький мячик, и после того как перестает говорить, передает мячик соседу. Те ребята, которые не могут связно говорить, несколько секунд просто держат мяч в руках.
У Марии Ракутской есть своя особая обязанность по подготовке вечернего круга: она приносит из мастерской чурочку, на которой зажигают свечку.
– Раньше у Маши от этого дела все руки в занозах были, так она однажды сама взяла специальную шкурку и начать гладить по чурке. Я была поражена: человек с таким тяжелым диагнозом догадался, что дерево можно ошкурить, чтобы обезопасить свои руки, – рассказала Ольга Засухина.
В поселении у каждого человека есть свое место за столом, в мастерских, на занятиях.
Пока ребята выполняют какую-то работу, сотрудники стараются не обращаться к ним, чтобы не отвлекать от дела.
Принцип веры
Как рассказывает управляющая социальной деревней Заречная Ольга Засухина, в 1999 году при создании поселения она и другие сотрудники обращались в первую очередь к иностранному опыту.
– Например, свеча, которая горит во время кругов и приемов пищи, совмещение работы и отдыха, строгий режим дня – все это мы переняли у коллег. Но хотели внести нечто свое, исконно русское, и поняли, что лучше всего обратиться к православной традиции, – сказала Ольга.
В Заречной, которая была основана под покровительством святой Ксении Петербургской, отмечают все крупные церковные праздники: Рождество, Пасху, Троицу. Все жители поселения крещеные.
В день, когда я посетила социальную деревню, был Покров святой Богородицы.
Сорокапятилетний Николай Кирсаненко весь вечер, а после и утром, смотрел в окно.
– Снег будет, на Покров всегда снег идет, – уверял он меня.
Перед каждой трапезой воспитатели читают молитвы, а ребята за ними повторяют. Интересно, что все воспитанники поселения начинают есть только тогда, когда ритуал полностью завершится.
На Крещение сотрудники поселения соорудили прорубь. Те, у кого слабое здоровье, просто омыли лицо и руки, а более выносливые окунались в иордань.
Таня Малкова хвастается фотографией, где она в купальнике стоит у проруби:
– Купалась я на Крещение, так что вы думаете, за зиму ни разу не заболела!
Принцип права выбора
Многие из тех, кто пробовал жить в социальной деревне, вернулись домой и теперь приезжают сюда в гости и по праздникам.
– Для каждого человека все индивидуально: некоторые, так сказать, еще не доросли до самостоятельной жизни, другие, наоборот, переросли то, что им дает деревня. Мы с сотрудниками стараемся деликатно выслушивать пожелания и родителей, и ребят, давая каждому право выбора, – сказала Ольга Засухина.
На решение Максима Середкина переехать в Заречную, а затем, спустя несколько лет, вернуться, повлияли семейные обстоятельства. Он стал жить в деревне, потому что у него родился брат, и родители не могли уделять старшему сыну должное внимание. Теперь, когда мальчик подрос, Максим вновь живет со своей семьей. Он рассказал, что мечтает купить новый магнитофон: старый сломался от бесконечного «исполнения» песен любимых авторов – Владимира Высоцкого и Виктора Цоя. Сейчас Максим копит деньги на покупку – делает деревянные вешалки для одежды.
На день рождения деревни сюда приезжают многие воспитанники, которые сейчас живут дома. Их встреча с жителями поселения всегда наполнена радостью: друзья обмениваются новостями, воспоминаниями. Взаимоотношения людей, близость к природе, местный жизненный уклад настраивают на умиротворение, создание собственного мира, где так важно любить, верить, не бросать друг друга в беде, быть терпеливым, поменьше говорить и побольше слушать.
СПРАВКА:
Такое явление, как «социальная деревня» пришло в Россию из-за рубежа: отдельные поселения для людей с ограниченными возможностями существуют в США, Великобритании, Германии, Швеции, Дании. В нашей стране на сегодняшний день работают только три социальные деревни: Светлана в Ленинградской области; Прибайкальский исток и Заречная в Приангарье. В настоящее время подобные проекты осуществляются в Бурятии, в Псковской и Казанской областях.
Изначально деревня Заречная, что возле села Усть-Балей Иркутского района, была создана по инициативе родителей инвалидов. Сейчас здесь работают трое сотрудников, которые делают все, чтобы создать для десяти человек с отклонениями в интеллекте понятный и комфортный мир, где они могли бы жить, трудиться и заниматься творчеством. На территории поселения есть ткацкая и деревообрабатывающая мастерские, курятник с 14 несушками и одним петухом, огород, спортивная площадка.