Людмила Берлина: Поддерживаю политику Владимира Путина, в основе которой защита интересов России
Председатель правительства Российской Федерации Владимир Путин в силу своего статуса и роли, которую сыграл и продолжает играть в современной истории России, остается в эпицентре общественного внимания.
В ходе идущей публичной дискуссии люди формулируют собственные взгляды и оценки на ситуацию в стране и на тот курс, который был взят в 2000 году – после избрания Владимира Путина на пост президента России. Сегодня собственную позицию озвучивает председатель Законодательного Собрания области Людмила Берлина.
– Людмила Михайловна, в последнее время в отношении политики Владимира Путина звучит немало дискуссионных оценок. Каково ваше отношение к ней?
– Когда-то давно я определилась в своих политических взглядах, разделив взятый Владимиром Владимировичем Путиным курс. Ни разу об этом не пожалела. Всегда была и остаюсь сторонником сильного, стабильного государства, продуманной, прагматичной политики, во главе которой стоят интересы людей, интересы России. Именно эти ценности лежат, на мой взгляд, в основе политики Владимира Путина.
Владимир Путин, прежде всего, государственник, и по этому критерию он полностью совпадает с моими личными приоритетами и принципами работы.
– Что означает термин «государственник»
– На мой взгляд, это означает, прежде всего, понимание грани, за которой либерализация экономики и «правил игры» в России начинает негативно сказываться на жизни большинства граждан и экономической безопасности страны. Владимир Путин эту грань, безусловно, очень хорошо чувствует.
Да, он выступает гарантом неприкосновенности частной собственности и рыночной экономики, но одновременно ратует за присутствие государства во всех системообразующих отраслях, прежде всего – в военно-промышленном комплексе и нефтегазовой сфере.
Я считаю, что именно создание госкорпораций, крупнейших компаний с государственным участием, таких, как «Газпром», «Росатом», «Российские железные дороги», «Рособоронэкспорт» и многих других, помогло в свое время уберечь от увода за рубеж самых наукоемких и конкурентоспособных активов. Были спасены и оставлены под государственным контролем предприятия, которые сегодня, фактически, наполняют доходами федеральный бюджет. Это несомненная заслуга Владимира Путина.
Сегодня премьер-министр ставит задачу повышения экономической эффективности госкорпораций. Но, тем не менее, сама идея их создания – несомненный вклад в дело сохранения отечественной промышленности.
– Владимир Путин довольно критически высказывается в отношении приватизации 90-х годов. С чем это, на ваш взгляд, связано?
– Считаю, это честная и объективная точка зрения. Чтобы быть точной, процитирую самого Владимира Путина, его речь во время декабрьской телевизионной прямой линии: «…В свое время – я прекрасно это понимаю и разделяю такой подход – многим нашим сегодняшним олигархам достались многомиллиардные состояния в результате несправедливой и нечестной приватизации. Это абсолютно точно, это факт. Они сами теперь это признают». Далее Владимир Владимирович подчеркивает, что если начать сейчас отъем собственности, то это может привести к худшим последствиям, чем сама нечестная приватизация: может нарушить деятельность крупных предприятий, лишить людей заработной платы, рабочих мест и т.д. Это очень сложный процесс. Задача стоит иная – вновь цитирую: «… нужно «ставить в стойло» этих людей, заставить их работать по закону и платить налоги, и от поступления этих налогов решать социальные задачи». Наверное, трудно не согласиться с таким подходом… в том числе и применительно к нашей Иркутской области.
Иными словами, Владимир Путин подчеркивает, что есть только один путь – непреклонного государственного принуждения к соблюдению законов всеми собственниками, принуждения к уплате налогов на территории страны, ликвидации корпоративной коррупции и оффшорных схем, «равноудаленности» крупного бизнеса от власти. Другое вопрос – всех ли собственников такая политика устраивала и устраивает сегодня? Вряд ли. Думаю, многим гораздо приятнее «мутить воду и ловить в ней рыбу», попутно пытаясь снова отформатировать российское политическое пространство и законодательство «под себя». Именно поэтому, я считаю, у Владимира Путина немало недоброжелателей и врагов.
– Мы видим, что оппоненты Владимира Путина присутствуют не только внутри страны?
– Сильная Россия не нужна никому кроме нас самих. Путин для Запада олицетворяет сильную Россию, что многих раздражает. Особенно это стало очевидно после знаменитой «мюнхенской речи» Владимира Путина, произнесенной на конференции по вопросам политики безопасности 10 февраля 2007 года и обвинившей отдельных представителей мирового сообщества в применении двойных стандартов, откровенной антироссийской политике и стремлении построить однополярный мир.
Слова Путина прямо касались США, цитирую: «…Вся система права одного государства, прежде всего, конечно, Соединенных Штатов, перешагнула свои национальные границы во всех сферах: и в экономике, и в политике, и в гуманитарной сфере навязывается другим государствам». Не случайно после этого американские делегаты на конференции сошлись во мнении, что в речи Путина имели место «самые агрессивные выражения, которые кто-либо из российских лидеров делал со времен холодной войны». Могу констатировать: сегодня мало что поменялось в отношении к нашей стране, мы ощущаем международное давление и должны быть готовы адекватно реагировать на все внешние угрозы. Например, на планомерное развертывание систем ПРО в Европе.
В этом контексте снова хочу подчеркнуть: для меня Владимир Путин – гарант адекватной и самодостаточной внешней политики России. Гарант повышения международного авторитета нашей страны.
– Приверженность сильной внешней политике это, очевидно, серьезный козырь Владимира Путина?
– Безусловно. И многие из необходимых шагов еще впереди, они находятся в стадии планов реализации. Один из них – начало реинтеграции постсоветского пространства, это одна из ключевых задач, которые ставит перед собой Владимир Путин. При этом мы знаем, что идея объединения находит большой отклик, особенно у старшего поколения россиян.
Многим сложно забыть разочарование, наступившее после развала СССР в начале 90-х годов. Тогда надежды миллионов жителей Советского Союза на лучшее были разбиты в прах. Наверное, и здесь трудно не согласиться с тезисом Владимира Путина: «… еще до конца не осмыслена национальная катастрофа русского народа при распаде СССР, которая является причиной очень многих сегодняшних трудностей в нашем государстве – он разделен и не по своей воле в одночасье оказался под чужими государственными флагами».
Сегодня Владимир Путин один из главных идеологов объединения государств на пространстве бывшего Советского Союза, прежде всего – на экономических основаниях. Сделаны реальные шаги, это и таможенный союз, и создание единого экономического пространства с дальнейшим выходом на то, чтобы передать часть функций в наднациональные органы. Процесс небыстрый, он требует множества переговоров и согласований. Но он идет поступательно и неуклонно.
– Но для того чтобы быть лидером объединительных процессов, экономика России должна весьма динамично развиваться?
– И это происходит. По сравнению с 90-ми годами, что мы видим сейчас? Стабильную работу градообразующих предприятий, рост объемов производства, модернизацию предприятий, строительство новых дорог.
На деле идет развитие высокотехнологичных производств. Ярчайший пример – наш Иркутский авиационный завод. Это факты, и их невозможно отрицать.
Мы, к огромному счастью, забыли, что такое бартерные схемы, что такое остановка производства и многомесячные задержки по заработной плате тысячам сотрудников. Сегодня ведь и проблемы совершенно иные: речь идет о нехватке высококвалифицированных инженеров, рабочих. Стоят задачи повышения безопасности труда, создание механизмов большей социальной защищенности трудящихся. Но эти проблемы говорят о том, что происходит процесс развития, растет конкуренция на рынке труда, естественным образом повышаются требования к персоналу и производственному процессу.
Коснемся сельского хозяйства. По оценке правительства страны, сегодня Россия – третья в мире по объемам продажи на экспорт. Такого никогда раньше не было. Это, конечно, стало возможным не в последнюю очередь благодаря поддержке государства…
Могу сказать, что позиция федерального центра в отношении необходимости помогать сельхозтоваропроизводителям находит прямое продолжение и в Иркутской области: только на будущий год сумма средств областного бюджета, запланированных на развитие сельского хозяйства, превышает два миллиарда рублей…
Вновь приведу пример родной и близкой для нас Иркутской области. В 90-е годы разве мы могли похвастать ежегодным вводом в эксплуатацию новых школ, больниц, детских садов, домов культуры, путепроводов? Сейчас мы активно развиваем социальную сферу, инфраструктуру.
В последние годы за счет формирования фонда жилищно-коммунального хозяйства в эту сферу были направлены значительные федеральные ресурсы. Вновь капитально ремонтируются жилые дома…
Да, стоит задача увеличения темпов строительства. Сегодня мы условно строим в двух районах, а еще пять стоят в очередь, чтобы построили у них. Но эта задача будет решена по мере роста валового регионального продукта и доходов областного бюджета.
– Но, тем не менее, проблем для реального сектора экономики остается по-прежнему очень и очень много…
– Те или иные проблемы будут всегда, мы живем в очень сложном мире, где не бывает простых и однобоких решений. Вопрос здесь состоит в том, что на проблемы можно реагировать и пытаться их исправить, а можно – не замечать.
Мне импонирует, что Владимир Путин подчеркнуто оперативно реагирует на все острые вопросы, которые неизбежно возникают в стране. Это отличительная черта его стиля работы. Примеров множество, это и недавние оперативные поручения, которые касались урегулирования ситуации с бесконтрольным ростом энерготарифов и тарифов на услуги ЖКХ, и весьма своевременные антикризисные меры правительства России, которые позволили в 2008 году минимизировать для экономики негативное влияние глобального кризиса, и многое другое…
Безусловно, центр внимания государства в плане поддержки экономического развития может и должен смещаться в сторону поддержки муниципалитетов. Прежде всего, за счет совершенствования межбюджетных отношений и передачи на местный уровень соответствующих финансовых ресурсов.
Убеждена, что реформа местного самоуправления – одна из самых продуктивных и значимых реформ, начатых после 2000 года. И хотя всю свою глубину и положительный потенциал она еще не проявила – тем не менее, мы уже видим те глубинные изменения, которые происходят в психологии муниципального сообщества в отношении рационального распоряжения местными ресурсами, определения приоритетов местного значения. Люди сами управляют жизнью в селах, поселках и деревнях, избирая местную власть и делегируя ей соответствующие права. Именно этот механизм со временем ляжет в основу повышения благосостояния муниципалитетов, станет определяющим для формирования ответственных за себя и свое будущее граждан, для которых Россия начинается с их двора, их улицы, родного поселка или города. Я в это искренне верю.