Андрей Чернышев: Журналист должен быть умным, честным, порядочным
13 января – День российской печати
Накануне Дня российской печати наш корреспондент встретился с председателем комиссии по регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям с общественными объединениями Законодательного Собрания Иркутской области Андреем Чернышевым. Разговор шел о современном состоянии дел на рынке российской прессы.
Есть ли существенная разница между прессой федерального, регионального и районного уровней? Приходилось ли депутату Андрею Чернышеву конфликтовать со СМИ и отвечать на провокационные вопросы? Каково будущее политической журналистики?
– Сегодня нередко говорят о кризисе российской журналистики, особенно специализирующейся на освещении вопросов политики. Так ли это на самом деле?
– Признаки болезни есть. И один из них – нежелание учитывать разнополярные мнения, которые высказываются по той или иной проблеме. Иными словами, политическая пресса не обманывает, а как бы не договаривает. Полтора года назад я был избран секретарем политсовета братского городского отделения партии «Единая Россия» и именно тогда принял решение о необходимости выпускать городскую партийную газету. Мы назвали ее «Честное слово» и распространяли два раза в месяц тиражом 90 тысяч экземпляров. С учетом того, что в Братске сегодня проживают 250 тысяч человек, это большой тираж. В одном из номеров газеты мы опубликовали интервью под заголовком «Детство братских «медведей»». И честно рассказали о том, как в городе начиналась «Единая Россия». Кто был у ее истоков, и почему в дальнейшем эти люди ушли из партии. Интервью вызвало резонанс. Нам звонили читатели и говорили о том, что им это очень интересно. Но некоторые мои коллеги интервью восприняли критически. «А вот об этом вы могли бы и не писать», – говорили они, читая интервью. Но я и сейчас уверен в том, что мы все сделали правильно. Нашему читателю полуправда не нужна.
Политическая журналистика обязана быть объективной. Она должна видеть не только те актуальные вопросы, на которые сейчас с помпой и широким оповещением может ответить, но и те вопросы, которые не решаются. Если политическая пресса не будет объективно оценивать события, у нее нет будущего.
– Как вы думаете, современная журналистика помогает решать реальные вопросы, она действенна или декоративна?
– У нас есть примеры, когда публикации в газетах, в интернете или заявления на телевидении становятся причиной публичных скандалов, громких отставок. Сейчас мы с вами говорим только о честной журналистике, речь не идет о заказных текстах под псевдонимами. Но, на мой взгляд, таких публикаций не так уж и много. И если они появляются, то их авторы очень рискуют тем, что в будущем доступ к информации им будет перекрыт. Сейчас, скорее, наблюдается другая тенденция. Например, газеты пишут о коррупции, а реакции – ноль. Чиновники адаптировались – «пишут, ну и пусть пишут», пока не надоест.
– В силу вашего достаточно мобильного образа жизни вы видите разную журналистику – столичную, региональную, районную. Кроме того, выступаете как издатель. Велика ли, на ваш взгляд, разница между журналистикой разных уровней?
– Разрыв между федеральной, региональной и районной прессой, на мой взгляд, огромен. И это определяется не только профессиональными качествами журналиста или спектром проблем, о которых СМИ говорят, но и финансовыми возможностями газет, телевидения, уровнем материальной оценки труда корреспондентов. Я думаю, что такой дисбаланс в первую очередь происходит от того, что столичной прессы много, и она всегда с удовольствием будет принимать в свои ряды лучших региональных журналистов. Потому что они, как принято сейчас считать, и сговорчивее, и работоспособнее, и дешевле. А от качества кадров зависит, как известно, если не все, то многое.
– Андрей Владимирович, вы когда-нибудь были недовольны работой СМИ?
– Есть один недавний яркий пример. Он связан с публикацией в журнале «Коммерсант-Власть». Она появилась после летних пожаров в Братске. Автор текста очень эмоционально преподнесла читателям эту тему и, ссылаясь на безымянных местных журналистов, рассказала о том, что я, якобы общаясь с кем-то в кафе, якобы кому-то что-то сказал. Фантазия у автора текста разыгралась. На мой взгляд, это пример непрофессиональной журналистики. Шокирующим был и заголовок: «Когда ты, сука, правду скажешь». Теперь я думаю, что кадровые изменения в издательском доме «Коммерсантъ» были вполне логичны и закономерны: в ноябре журнал «Коммерсант-Власть» также позволил себе нецензурную лексику, после чего последовали отставки в руководстве издания.
– Приходилось ли вам когда-нибудь отвечать на провокационные вопросы журналистов?
– Провокационный вопрос, который мне периодически задают представители СМИ, касается моего ухода из партии «Родина». Я действительно был членом двух партий – «Родина» и «Справедливая Россия». И теперь состою в третьей – в «Единой России». Видимо, журналисты считают, что такое многообразие политических предпочтений является признаком неблагонадежности. Но я говорил всегда и всем одно и то же, и повторю это сейчас. Если бы партия «Родина» существовала, я бы в ней остался. Потому что ее принципы и программа мне наиболее близки. Однако самой дееспособной политической силой на сегодняшний день, которая может ставить перед собой задачи и решать их, я считаю «Единую Россию».
– Семь лет назад, когда вы стали депутатом Законодательного Собрания Иркутской области, вышел первый номер вашей газеты «Сибирский характер». Можно ли было предположить, что этот проект так долго проживет? Почему она пользуется популярностью среди северян?
– Мне не трудно нарисовать портрет читателя этой газеты – за семь лет я объехал всю территорию 11-го избирательного округа – Братский, Нижнеилимский, Усть-Удинский, Балаганский районы, а также Правобережный округ города Братска. Я хорошо знаю экономику территории, социальный уровень людей, которые здесь живут, их средний возраст, основной род занятий, доход. Все это и стало ориентиром для газеты. Мы поставили перед собой задачу – как можно больше писать о людях, и не отступаем от нее на протяжении всех семи лет. Очень много внимания уделяем детям. Потому что хорошо знаем, что сельские дети многим обделены. Большинство из них не ходят в художественные и музыкальные школы, не посещают спортивных секций. В конце концов, они не всегда могут получить полноценные знания, потому что учатся, как правило, в малокомплектных школах, где одна учительница ведет несколько предметов. Каждый месяц по 160 детей принимают участие в конкурсах, которые мы для них организовываем на страницах газеты, и обязательно получают за это призы. Если посчитать, то это почти по две тысячи в год. За семь лет – 14 тысяч детей.
Ну и, конечно, мы предположить не могли, что газета так долго будет жить. У нее и сегодня не маленький тираж – 45 тысяч экземпляров. А семь лет назад он был еще выше – 110 тысяч. Потом мы посчитали и решили, что это слишком много. Например, в Усть-Удинский район отправляем шесть тысяч экземпляров. Фактически газету получает каждый четвертый житель района. Если учитывать, что средняя семья состоит из четырех человек, то получается, что наша газета доходит до каждой семьи. И что очень важно – бесплатно. Материальное положение сельских жителей сейчас таково, что покупка газет и журналов для них – роскошь. Все новости они получают из других источников – радио, телевидение.
– Как вы считаете, не вытесняет ли интернет-журналистика печатные СМИ?
– На мой взгляд, интернет усиливает интерес к печатной прессе. Дело в том, что безграничные возможности интернета в плане размещения информации под всевозможными никами и вымышленными именами очень часто дают повод сомневаться в ее подлинности. В последнее время стало модным плевать на свою страну, и чаще всего это делают неизвестные посетители интернет-форумов. Модно говорить о плохом и не замечать хорошего. Для подтверждения полученной из интернета информации мы обращаемся к официальной прессе, которая не прикрывается анонимностью. Возможно, вы уже заметили, что когда происходят сложные события, в интернете самыми востребованными оказываются ссылки на официальные деловые СМИ. Вспомните ноябрьские и декабрьские политические события в стране, и в Иркутской области в том числе. Именно в такие кризисные времена возрастает интерес к онлайновым версиям газет.
– Андрей Владимирович, как вы думаете, являются ли сегодня СМИ четвертой властью? Прислушивается ли общество к мнению журналистов? Влияют ли средства массовой информации на власть?
– Думаю, что да. Журналистика остается четвертой властью, потому что она во многом вырабатывает и задает вектор движения для органов государственной власти – исполнительной и законодательной. Газеты и телевидение очень часто подбрасывают нам вопросы, которыми необходимо заниматься безотлагательно. Но и сама госвласть является ежедневным источником новостей для СМИ.
– Как вы думаете, каким должен быть современный журналист?
– Журналист должен быть умным, честным, порядочным, объективным человеком. И очень мобильным – сегодняшние технические возможности ему это позволяют.