История освоения Сибири в лицах и событиях
Невыдуманную историю Сибири, зафиксированную в живописных и графических образах иркутскими художниками, можно увидеть на выставке «От Ермака до великих сибирских строек». Она открылась в отделе сибирского искусства Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева и посвящена 350-летнему юбилею столицы Приангарья и 75-летию Иркутской области.
– Этот проект проходит не только в рамках программы патриотического воспитания, но и открывает год юбилея Иркутской области, который отмечается в этом году, – отметила заместитель министра культуры и архивов Иркутской области Ольга Стасюлевич. – Масштабная выставка, работы которой расположились на двух этажах музея, демонстрирует нам не только мастерство художников и дает яркую и развернутую картину сибирского изобразительного искусства Приангарья, но и показывает мощь и величие нашего региона.
На выставке представлены лучшие произведения художников, начиная с XVIII века. В их работах можно увидеть, как осваивались огромные территории Сибири в разные годы, строились БАМ, молодые города Братск и Ангарск, как выглядели великие сибирские реки до их покорения.
Всего в экспозиции представлены более 100 произведений иркутских живописцев, графиков и мастеров декоративно-прикладного искусства разных поколений из фондов музея. Хронологически одни из самых ранних работ на выставке принадлежат неизвестным художникам XVIII столетия, которые создали образы легендарного первопроходца Ермака, миссионеров епископа Иннокентия I и епископа Вениамина. Первый этаж выставки почти целиком посвящен графическому искусству.
– Здесь представлена в основном печатная графика: эстамп, линогравюра, монотипия, офорт 60-х годов прошлого века – золотых для нашей сибирской графики, – рассказала хранитель отдела графики музея Татьяна Новикова. – Эти техники сейчас стремительно уходят – все меньше мастеров избирают сложный путь создания графических произведений. А в те годы в Иркутске работали три крупных графика – Александра Манисон, Георгий Леви и Борис Лебединский, которые приехали из разных городов России и заложили основу нашей графической школы. Кстати, Борис Лебединский был настоящим мастером офорта, и я очень рада, что мы можем показать его произведения, ведь он был учителем многих иркутских графиков, в том числе и Александра Шипицына.
Тема исторического быта была центральной в творчестве Бориса Лебединского. Мастер работал не только как художник-график, но и как исследователь. В экспозиции мы можем увидеть, например, реконструкцию ныне восстановленных Московских ворот, которую он выполнил на бумаге в 20-е годы прошлого века. Кроме того, на выставке также можно увидеть графические листы из альбома «Иркутский кремль. Краткий иллюстрированный исторический очерк», в котором есть даже словесное описание острога. Другой замечательный иркутский график и преподаватель, работы которого можно увидеть в музее – Георгий Леви. Здесь представлена одна из его лучших серий – иллюстрации к «Сказкам ленских берегов», которые были записаны иркутскими фольклористами.
На выставке также можно увидеть работы их учеников. Например, известного иркутского графика, а ныне московского живописца Александра Муравьева, работавшего в технике гравюры на камне. Произведение «Тихвинская площадь» – иной, немного юмористический взгляд на историю. Произведения другого графика, ныне петербуржца Николая Домашенко, посвящены истории декабристов. Работы Светланы Гаращук – уходящему деревянному Иркутску.
Наиболее грандиозным разделом выставки можно назвать живописные полотна самобытных иркутских мастеров портрета, пейзажа и сюжетных композиций, представленные на втором этаже. Это работы, отражающие энтузиазм великих сибирских строек, портреты фронтовиков, передовиков производства. В экспозицию включены произведения, подчеркивающие уникальность Прибайкальского ландшафта, многие из которых ранее не выставлялись.
– Мы видим образы людей, которые строили культуру и экономику Иркутской области, – отметила искусствовед художественного музея Тамара Драница. – Здесь отражено все, что сделало Иркутскую область развитым экономическим сообществом и культурным центром Сибири. Поэтому выставку можно назвать историей освоения Сибири в лицах и поступках. Это гораздо важнее и грандиознее скупых строк в газетах и телепередачах. Можно ли назвать жанр, в котором выполнено большинство работ, соцреализмом? Я считаю, нет. Соцреализм это изображение помпезных колхозных праздников, портретов вождей, а здесь настоящий русский реализм – гордость нашей страны.
Представлены лучшие произведения художников, начиная с XVIII века. Например, можно увидеть, как осваивались огромные территории Сибири в разные годы, строились БАМ, молодые города Братск и Ангарск, как выглядели великие сибирские реки до их покорения. Внушительно и мощно предстает на выставке раздел искусства иркутских художников XX века, среди которых Николай Лодейщиков, Владимир Томиловский, Виталий Рогаль, Евгений Симонов, Анатолий Алексеев, Анатолий Костовский, Андрей Рубцов, Николай Житков, Аркадий Вычугжанин, Владимир Тетенькин, Алвар Шакиров, Галина Новикова и многие другие мастера иркутской живописной школы. Центральным полотном этого раздела является произведение Дмитрия Баркалова «Землепроходцы». Оно впервые за многие десятилетия представлено зрителю после реставрации. Спасенный реставраторами «Иркутский кремль» Константина Померанцева также является одной из жемчужин экспозиции.
– Это золотой фонд сибирского и российского искусства, имен, благодаря которым Иркутск до сих пор считается одним из центров изобразительного искусства страны, – считает Тамара Драница. – Эти художники тоже совершали подвиг, ездили на великие стройки, общались с людьми и сохранили их деяния для потомков. Украшают экспозицию уникальные произведения художника Бориса Бычкова, который в стекле отобразил и энергетику Байкала, и петроглифы скалистых берегов Енисея и Ангары, и монгольские степи.
Экспозиция поражает своей мощью и масштабом, однако залы художественного музея не смогли вместить и десятой части монументальных полотен, которые есть в фондах музея. Выставка будет работать до конца февраля.